Способы защиты авторского права

материальном мира, вносящих коренные изменения в уровень познания (п.10 Положения об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях).

Речь, таким образом, идет об углублении представлений об окружающем мире, о решении чисто познавательных задач, а не о создании творческого продукта, способном быть объектом имущественного оборота.
Поэтому новые Основы гражданского законодательства отказались от гражданско-правового регулирования данных отношений, исключив право на открытие из сферы гражданского права.
Это, однако, не препятствует продолжению государственной регистрации открытий и стимулирования их авторов. Данные отношения утратили лишь гражданско-правовой характер (по сути, его не было и ранее, ибо никаких исключительных прав на данный объект интеллектуального творчества все равно не возникало)..

II. АВТОРСКОЕ ПРАВО

 1. Понятие и значение авторского права

 Понятие авторского права.

 Авторское право - один из институтов гражданского права. Регулируемые им имущественные и личные неимущественные отношения связаны с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства. Авторское право как самостоятельный институт решает конкретные задачи, которые включают всемерную охрану имущественных, личных неимущественных прав и законных интересов авторов; обеспечение правовыми средствами наиболее благоприятных условий для создания научных и художественных произведений; широкое использование их обществом.

 В объективном смысле авторское право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу создания и использования произведений науки, литературы и искусства. В субъективном смысле авторское право - те личные неимущественные и имущественные права, которые принадлежат лицам, создавшим произведения литературы, науки и искусства.

 Принципы авторского права.

 Нашему авторскому праву присущи определенные общие принципы.

 Принцип свободы творчества позволяет автору выбирать интересующую его тему, форму будущего произведения, метод создания, использовать свое произведение всеми дозволенными законом способами. Конституционное законодательство гарантирует свободу научного, технического и художественного творчества путем широкого развертывания научных исследований, изобретательской и рационализаторской деятельности, развития литературы и искусства.

 Принцип сочетания личных интересов автора с интересами всего общества отражен в норме п. 3 ст. 138 Основ и ст. 493 ГК, допускающей использование произведения автора для удовлетворения личных потребностей. Статья 492 ГК предусматривает возможность использования без согласия автора и уплаты ему авторскою вознаграждения изданного произведения для создания нового, творчески самостоятельного произведения.

 Принцип моральной и материальной заинтересованности автора в создании и использовании произведений. На практике существуют личные формы морального поощрения: присуждение почетных званий (заслуженный артист и т.д.), переиздание произведений, снискавших признание народа. Моральным и материальным поощрением является присуждение авторам произведений науки, литературы и искусства различных государственных и именных премий. Установление авторского вознаграждения в виде гибких ставок за различного рода произведения также является способом материального стимулирования.

 Принцип всемерной охраны прав и законных интересов авторов отражен не только в нормах права, которые устанавливают права и обязанности участников авторских правоотношений, закрепляют гарантии реализации субъективных прав, определяют компетенцию государственных органов, но и в нормах, обеспечивающих защиту нарушенных авторских прав.

 Законодательство об авторском праве. Отношения в сфере научного и художественного творчества регулируются различными нормативными актами, которые в совокупности составляют законодательство об авторском праве. Оно характеризуется определенным единством, проявляющимся в задачах и общей направленности всех законодательных актов; в круге регулируемых им отношений, способах защиты авторских прав.

 Законодательство об авторском праве - составная часть гражданского законодательства.

 Хотя в Основах гражданского законодательства и в гражданском кодексе авторское право выделено в самостоятельный раздел, тем не менее на регулируемые им отношения распространяется действие других норм этих законов, причем не только общих (например, о правоспособности граждан, включающей возможность иметь авторские права), но и ряда специальных (например, о наследовании при переходе по наследству некоторых правомочий автора, о договорах при заключении и исполнении авторских договоров, о возмещении убытков при защите имущественных прав авторов и др.).
 

 

 

  Нормы авторского права содержатся в различных законодательных и нормативных актах федерального и республиканского значения. Основы гражданского законодательства устанавливают принципиальные положения по  вопросам, требующим единообразного решения во вех республиках. Раздел  Основ  "Авторское  право"  относит  к  таковым  критерии охраноспособности произведений как объектов авторского права, права субъектов  научного и художественного творчества, правовые вопросы использования результатов научного и художественного творчества, срок действия  авторского  права.  Такое  единство  предопределено и необходимостью участия в международных конвенциях по охране авторских прав.  Вместе  с  тем,  ст. 81 Конституции РФ относит "правовое регулирование интеллектуальной собственности" к совместному ведению федерации и республик в ее составе. Это означает возможность принятия федерацией  лишь  Основ  законодательства  по  этим  вопросам, в соответствии  с  которыми  республики  в  составе РФ осуществляют собственное  правовое  регулирование,  включая  принятие законов. В настоящее время завершается работа по принятию единого федерального закона об авторском праве.

  При  разрешении  споров  по  авторским  делам  применяется руководящее постановление Пленума Верховною Суда СССР от 18 апреля1986  г.  "О  применении судами законодательства при рассмотрении споров, возникающих из авторских правоотношений.

  Российская Федерация как правопреемник СССР участвует в международной системе охраны авторских прав, что связано с присоединением к Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве с 27 1973 г.Всемирная конвенция исходит из принципа национального режима. В силу этого принципа в каждой стране - участнице произведениями иностранных авторов предоставляется такая же охрана, как и произведениям своих граждан, т.е. применяются правила национального законодательства об авторском праве.

  Конвенция  дает  примерный  перечень  охраняемых произведений. Законодательство ряда стран идет по этому пути.

 Подробно решен во Всемирной конвенции вопрос о лицах, имеющих право на охрану. Согласно ее правилам, охраняются авторские права граждан государств, участвующих в Конвенции, независимо от места первого выпуска их произведений в свет. Охраняются авторские права граждан государств, не участвующих в Конвенции, произведения которых впервые вышли в свет на территории государства - участника конвенции.

 Действие Всемирной конвенции распространяется на авторские права лиц без гражданства, поскольку каждое государство-участник имеет право внутренним законодательством предоставить такую же охрану авторских прав всем лицам, постоянно проживающим на территории этого государства, как и своим гражданам.

 Всемирная конвенция уделяет внимание условиям предоставления охраны авторских прав: специальное обозначение на всех экземплярах произведения, начиная с первого издания (C), имя обладателя авторского права, год первого выпуска издания в свет; специальные процессуальные требования; продолжительность срока охраны и др.

 Следует отметить, что нормы Основ гражданского законодательства1991 г. пошли еще дальше по пути расширения охраны авторских прав, учитывая многие положения более строгой Международной конвенции об охране литературных и художественных произведений (Бернской конвенции)и Конвенции об охране интересов артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Римской конвенции).

 2. Основные категории авторского права

 Объекты авторского права.

 Согласно ст. 134 Основ гражданского законодательства, ст. 475ГК, авторское право распространяется на произведения литературы, науки и искусства. Правом охраняются лишь те произведения, которые обладают определенными признаками, отличающими их от иных результатов творческой деятельности. Эти признаки сформулированы в самом законе.

 Прежде всего, произведение должно быть результатом творческой деятельности. Далее, оно должно иметь объективную форму выражения, обеспечивающую его воспроизведение.

 

 Произведение, признаваемое объектом авторского права, возникает в результате творческой деятельности, но не всякой, а лишь той, которая непосредственно относится к области литературы, науки и искусства.

 В юридической литературе под творчеством понимается интеллектуальная работа, направленная на создание нового. Одно из определений творчества (по В.И.Серебровскому) обозначает его как сознательный и в большинстве случаев весьма трудоемкий процесс, имеющий целью достижение определенного результата.

 Для творческой деятельности характерны два момента:

 а) сознательный, интеллектуальный характер работы;

 б) новизна созданного произведения.

 Сознательный, интеллектуальный характер деятельности творческого работника проявляется в том, что до создания произведения оно формируется, складывается в его сознании, представлении. Прообразом произведения служит замысел, который в своем развитии проходит несколько этапов: замысел-идеал, замысел-план, набросок будущего произведения, воплощение замысла, создание произведения.

 Переход от одного этапа к другому составляет процесс творчества. Каждый этап имеет особенности, помогает автору уточнить представления об объективной действительности, соотносить ее с эмоциональным восприятием. И, конечно же, творчество сугубо индивидуально по методам и стилю.

 Новизна присуща не только произведению, но и творческой деятельности. Новизна в творчестве обнаруживается, когда автор создает оригинальное произведение, а также берет уже существующее произведение для создания на его основе творчески самостоятельного произведения. По мнению В.И. Серебровского, новизна как необходимый элемент творческой деятельности может выражаться в новом содержании, новой форме произведения, в новой идее, новой научной концепции.

 В отличие от новизны творческой деятельности, есть новизна произведения творчества, получившего объективированное выражение. Она составляет обязательный и самостоятельный признак, установленный законом в отношении изобретений, промобразцов и т.д., т.е. результатов научного и технического творчества.

 Применительно к объектам авторского права закон не называет признака новизны. В юридической литературе новизну произведения связывают с его темой, идеей, содержанием, формой.

 Другой признак произведения - объективная форма выражения. Пока замысел автора не проявился вовне, нет объекта охраны. Его воплощение в произведение литературы, науки и искусства требует соответствующего правового регулирования. объективная форма произведения означает любое выражение вовне идеи, образа, мысли, доступной для восприятия других. Каждое произведение имеет конкретную форму выражения. Ономожет быть устным, письменным, в форме рукописи, чертежа и т.д.

 Для признания произведения объектом авторском права закон нетребует завершенности работы. Произведение может быть незаконченным,но обеспечивается правовой охраной. В перечне объектов авторскогоправа названы эскизы, планы и т.д., которые, как правило, используютсяавтором при создании произведения.

 Закон связывает объективную форму выражения произведениятворчества с возможностью его воспроизведения, повторения. Так,рукопись, в которой воплощен замысел автора, может быть издана,экранизирована, использована иным образом. объективный труд можетбыть воспроизведен различными способами.

 К формам воплощения произведения закон относит рукопись,чертеж, изображение, различные виды механической записи и т.д.Произведение, должно быть облечено в такую объективную форму, котораяпозволяла бы его воспроизводить другим лицам без участия автора. Еслиту или другую форму воплощения творческого замысла практическиневозможно воспроизвести, то такой результат творчества не может бытьпризнан объектом авторского права.

 Закон содержит обширный перечень произведений, на которыераспространяется авторское право. Перечень примерный, так какневозможно перечислить все виды уже известных произведений. Крометого, он дает возможность обеспечить правовую охрану произведений,могущих появиться в будущем.

 объекты художественного конструировании (дизайн), объемныеоптические веские копии различных объектов (голография) получаютправовую охрану, а следовательно, могут дополнить перечень

 

К объектам авторском права относятся сборники произведений. Всборники могут включаться произведения, не являющиеся предметомчьего-либо авторского труда (законы, судебные решения и т.д.), атакже произведения отдельных авторов. Творческий характер трудасоставителя выражается в подборе и расположении материала. Авторскоеправо составителя сборника не мешает другому лицу самостоятельносистематизировать, обрабатывать и выпускать в свет те же произведения(п. ст. 135 Основ).

 Научное произведение представляет собой определенную системупонятий. Оно может быть выражено в форме учебника, монографии, статьии т.д. Существуют и другие формы воплощения научных произведений,т.е. формулы, чертежи, планы, эскизы, различного рода карты(географические, геологические и др.).

 Произведение становится объектом авторского права в силусамого. факта его создания автором без какой-либо специальнойрегистрации, оформления или соблюдения иных формальностей. Этимправовой режим объектов авторского права существенно отличается отрежима охраны многих других результатов интеллектуального творчества,требующих специальном оформления (изобретений, рационализаторскихпредложений, промышленных образцов и др.).

 Субъекты авторского права.

 Субъектами авторском права выступают лица, создавшие творческимтрудом произведения литературы, науки и искусства (авторы).

 Возникновение субъективных авторских прав у гражданина независит от возраста, состояния здоровья, имущественного положения,места создания и выпуска произведения в свет и т.д.

 Иностранный гражданин может бьть субъектом российскогоавторского права, если его произведение впервые выпущено в свет натерритории страны либо не выпущено, но находится на ее территории вкакой-либо объективной форме. Когда произведение иностранного авторавпервые выпущено в свет за границей или находится там в объективнойформе, он становится субъектом российского авторского права только всилу заключенных РФ соглашений и в пределах, ими установленных.

 Субъективные авторские права возникают у автора в результатефакта создания произведения. Его права в юридической литературепринято называть первоначальными.

 Наряду с авторами к субъектам авторского права относятся лица(граждане и организации), которые не участвуют в созданиипроизведений литературы, науки и искусства. Их называютправопреемниками. К правопреемникам переходит определенный кругавторских правомочий по использованию произведения автора.Основаниями такого перехода служат закон, наследование или договор савтором. Правопреемниками становятся наследники, государство,организации (издательства, театры и др.), оформившие с авторомдоговорные отношения по исполъзованию его произведения.

 Круг правомочий указанных лиц уже, чем у автора, а по характеруправомочия производны, так как переходят от автора.

 Наследники как субъекты авторского права приобретают права всилу закона или завещательных распоряжений. По закону и по завещаниюнаследнику принадлежит право на опубликование, воспроизведение ираспространение произведения, право на вознаграждение. Наследниквправе решить вопрос об использовании изданных произведений, а такжетех, что еще не выходили в свет.

 Различия прав наследника и действительного автора проявляютсяне только в их объеме, но и в сроке действия. Авторские праванаследников действуют в течение 50 лет после смерти автора.

 Государство становится субъектом авторского права вопределенных случаях: при принудительном выкупе авторского права,объявлении произведения достоянием государства, ликвидацииюридического лица, обладавшего авторским правом.

 Согласно ст. 501 ГК, принудительно выкуплено государством можетбыть авторское право на издание, публичное исполнение и иноеиспользование произведения. В каждом случае принимается постановлениеправительства, которое определяет порядок и условия использованияпроизведений. Государство становится обладателем не всей совокупностиавторских прав, а лишь отдельных правомочий.

 Другим основанием признания государства субъектом авторскомправа является объявление произведений достоянием государства. Законимеет в виду произведения, в отношении которых истек срок действияавторского права (ст. 502 ГК). И в этом случае принимаетсяпостановление правительства, которое определяет порядок и условияиспользования произведений, объявленных достоянием государства.

 Действующее законодательство закрепляет авторское право заюридическими лицами в случаях и пределах, специально установленныхзаконодательством.

 Основы гражданского законодательства признают заиздательствами, выпускающими энциклопедии, газеты, журналы, сборникинаучных трудов и другие продолжающиеся издания, право наиспользование произведения (книги, журнала, сборника, газеты) в целом(п. 4 ст. 135); за кино- и телестудиями - право на использованиефильма в целом (п. 5 ст. 135); за организациями эфирного вещания право разрешать другим организациям ретрансляцию, запись ивоспроизведение их передач, а также право разрешать публичноевоспроизведение телепередач (п. 3 ст. 141). Однако эти права неназываются законом авторскими.

 Такой подход дает основание закрепить в законе авторские праваза членами творческого коллектива, объединившего автора сценария,композитора, художника, режиссера-постановщика, оператора и другихтворческих работников. Ведь, строго говоря, в любом случаепроизведение создается творческим трудом конкретных граждан, аюридические лица могут становиться субъектами авторскихправоотношений лишь в случаях использования ими произведений, а не вкачестве авторов (создателей).

 

 Соавторство.

 Как правило, автором того или иного произведения выступает однолицо, которое создало его творческим трудом. Но в работе надпроизведением литературы, науки и искусства могут быть объединены иусилия нескольких лиц. Образуется коллектив авторов, отношениякоторых регулируются п. 3 ст. 135 Основ гражданскогозаконодательства, ст. 482 ГК.

 Из этих правовых норм вытекает, что авторское право напроизведение, созданное совместным трудом двух или более лиц(коллективное произведение), принадлежит соавторам совместно,независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целоеили состоит из частей, каждая из которых имеет и самостоятельноезначение.

 Соавторство характеризуется несколькими признаками:

 а) совместный труд нескольких лиц;

 б) создание коллективном произведения

 в) принадлежность авторского права на произведение всем,кто над ним работал.

 Совместный труд нескольких лиц должен иметь творческийхарактер. Только в результате творческой деятельности возникаютпроизведения литературы, науки и искусства, которые признаютсяохраноспособными объектами.

 Совместный труд соавторов может протекать по-разному. Одниобъединяют творческий процесс и работают вместе, как, например, этоделали Ильф и Петров, художники Кукрыниксы. Другие вырабатывают план,структуру произведения, определяют каждому участнику творческогоколлектива ту часть, которую он должен создать. Затем объединяют,изменяют и редактируют написанное. Соавтор может приступить к работена любом этапе. Момент вступления в работу не является определяющимдля соавторства. Важнее индивидуальные особенности авторов, их манераработы.

 Другой признак, характеризующий соавторство, - созданиеколлективного произведения. В работе над коллективным произведениемсоавторы используют разные формы выражения замыслов: слово, звук,изображение и т.д. При использовании одной формы выражения (например,слово) труд соавторов носит однородный характер, поскольку онивыполняют одинаковую работу: пишут роман, повесть, статью и т.п.Целостность такого коллективного произведения определяется единствомего содержания.

 Коллективное произведение может состоять из частей, имеющихразные формы выражения, например кинофильм, опера. Единство такихпроизведений обеспечивается сочетанием содержания и формы выражения.

 Третий признак соавторства - принадлежность авторского правалицам, участвующим в создании произведения. В действующемзаконодательстве авторское право закреплено за соавторами независимоот того, образует ли произведение неразрывное целое или состоит изчастей, каждая их которых имеет самостоятельное значение. Каждый изсоавторов сохраняет авторское право на созданную им частьколлективного произведения, имеющую самостоятельное значение.Самостоятельной признается работа, которая может быть использовананезависимо от других частей произведения.

 Признаки соавторства, закрепленные законом, позволяют выделитьдва вида соавторства: нераздельное и раздельное. При нераздельномсоавторстве произведение, созданное двумя или более авторами,представляет собой единое целое, в котором невозможно выделитьсамостоятельные части, например карикатуры Кукрыниксов.

 В этих случаях соавторам принадлежит авторское право на всепроизведение в целом. Вопрос об ответственности соавторов нормативноне урегулирован. В юридической литературе высказываются разные точкизрения, одна из которых заключается в том, что при нарушенииобязательств по созданию такого произведения одним из соавторовответственность наступает для всех без исключения.

 Совместным трудом соавторов создаются произведения, состоящиеиз отдельных самостоятельных частей. К таком рода произведениямотносятся песня (музыка и поэтический текст), опера (музыка илибретто), книга (текст и иллюстрации). В данном случае соавторствораздельное, поскольку каждая часть произведения имеет самостоятельноелитературное, научное или художественное значение. Автор такой частиколлективного произведения имеет на нее авторское право и можетиспользовать отдельно от других частей.

 Положения ст. 482 ГК в части раздельного соавторстваоцениваются в юридической литературе неоднозначно. Высказываютсясомнения по поводу соавторства автора литературного произведения иавтора иллюстраций к нему, композитора и автора текста песни.Предлагается раздельное соавторство именовать случаями совместногоиспользования различных произведений.

 Оправдана ли трактовка раздельного соавторства как совместноеиспользование различных произведений? Видимо, нет, поскольку каждаячасть произведения требует для создания различные виды творческойдеятельности. Соединение результатов творчества различных авторов(музыки и стихов) приводит к появлению нового объекта авторскогоправа - песни.

 Для раздельного соавторства характерна строгоиндивидуализированная ответственность. Нарушение обязательств однимиз соавторов не влечет юридических последствий для его коллег.

 Отношения в коллективе соавторов регулируются соглашением. Внем отражены различные вопросы: последовательность указания имен,способ обозначения, распределение вознаграждения и др. Соглашениеможет быть составлено в письменной форме и подписано всемисоавторами. Оно может быть достигнуто в любой стадии работы надколлективным произведением. При отсутствии письменного соглашенияотношения соавторов регулирует закон.

 

 

Оказание автору или соавторам технической помощи (подбор иперепечатка материалов, составление схем, чертежей и т.п.) не являетсяоснованием возникновения соавторства.

 Субъекты авторского права на зависимые произведения.

 субъектом авторском права выступает составитель сборника. Еготруд выражается в том, что он организует, обрабатывает,систематизирует либо восстанавливает те или иные произведения. Присоставлении сборника литературных произведений с текстологическойподготовкой составитель наряду с отбором материала для включения всборник проводит определенную исследовательскую работу.

 Составители используют произведения, составляющие предметчьего-либо авторского права или таковым не являющиеся. Приформировании сборника из произведений, имеющих авторов, составитель должен получить их согласие. Он пользуется авторским правом насборник при условии соблюдения прав авторов, чьи произведенияобработал или систематизировал (п. 4 ст. 135 Основ, ст. 487 ГК).

 Сборники могут состоять из произведений, не являющихсяпредметом чьего-либо авторского права: законы, судебные решения, иныеофициальные документы, произведения народного творчества, авторыкоторых неизвестны, произведения, не охраняемые авторским правом, идр. Подготовившему сборник из названных произведений принадлежитавторское право, если он самостоятельно их обработал илисистематизировал.

 Согласно ст. 475 ГК, перевод - самостоятельный объектавторского права, а лицо, его осуществившее, признается субъектомавторскою права. Переводчик обладает рядом правомочий на выполненныйперевод: на обозначение своего имени, опубликование, воспроизведение ираспространение перевода, на авторское вознаграждение и т. д.

 Для перевода требуется согласие автора оригинальногопроизведения. Автор и переводчик пользуются авторским правом наотдельные объекты (оригинальное произведение и выполненный перевод).Использование перевода допускается с согласия переводчика.

 Право автора разрешать перевод своего произведения на другойязык в целях дальнейшего использования дает ему право получатьвознаграждение за использование произведения на другом языке. Размер,условия и порядок выплаты вознаграждения предусматриваются впостановлениях правительств республик.

 Иные субъекты авторского права.
 

 

Некоторые авторы ставят даже знак равенства между исключительнымправом и собственностью.

 Тождество или сходство функций авторского, изобретательскогоправа, права на промышленный образец не означает необходимостивключения последних в сферу изобретательского либо авторского права.Между всеми названными институтами есть принципиальные различия,обусловливающие их самостоятельное существование в системегражданского права.

 Например, авторское право охраняет прежде всем формупроизведения, в то время как изобретательское право - его содержание.Для признания творческого произведения объектом авторского правадостаточно выражения его в любой объективной форме, позволяющейвоспроизводить результат творчества. Напротив, для прямой охраныизобретений, рационализаторских предложений, промышленных образцов итоварных знаков требуется акт квалификации компетентного органа.Другие различия касаются прав авторов и оснований их возникновения.

 Нематериальная природа объектов, творческий характер труда поих созданию, сходство в оформлении и исключительный характернекоторых субъективных прав породили еще в прошлом веке стремлениесоздать единый институт "исключительных прав", или промышленных прави авторского права, или авторского права в широком смысле. В настоящеевремя на Западе широко распространена концепция права нематериальных,или духовных, благ.

 Попытки разработать единый правовой институт в области науки,техники, литературы и искусства предпринимались и советскими авторами,предлагавшими в разное время объединить авторское и изобретательскоеправо и право на промышленный образец.

 Выявление общих черт в различных институтах, опосредующих сферунаучно-технического и художественного творчества, полезно дляразвития законодательства, правовой теории, правоприменения иизучения права. Однако этого недостаточно для конструирования всистеме гражданском права единого "комплексного" института,опосредующего творческую деятельность. В законодательстве правовыенормы могут комбинироваться свободнее, и лишь в его структуре имеютсяоснования для функционального обособления норм, скажем,изобретательского и авторского права.

 Теория "права интеллектуальной собственности".

 Наше гражданское право не знает институтов промышленной,научной, литературной, интеллектуальной или духовной собственности насами творческие достижения.

 Пункт 4 ст. 1 Закона о собственности в РСФСР, определяя уровнизаконодательства о собственности, предусматривает, что отношения посозданию и использованию изобретений, произведений науки, литературы,искусства "и других объектов интеллектуальной собственности"регулируются специальным законодательством. Однако никакихпредписаний о субъектах, правовом режиме, осуществлении и защите"интеллектуальной собственности" ни данный, ни какие-либо другиезаконы о собственности не содержат (исключение составляет разд. VIукраинского Закона о собственности от 7 феврали 1991 г.).

 Понятия промышленной и интеллектуальной собственности обычноупотребляются в отечественной правовой литературе, юридическойпрактике и некоторых нормативных актах лишь в связи с ихиспользованием в международных соглашениях, в которых участвовалСССР. Например, в Парижской конвенции по охране промышленнойсобственности от 20 марта 1883 г. и в Конвенции, учреждающейВсемирную организацию интеллектуальной собственности, от 14 июля 1967г. Согласно этим Конвенциям, объектами "промышленной собственности"признаются, в частности, патенты на изобретения, полезные модели,промышленные образцы и товарные знаки.

 "Интеллектуальная собственность" включает, кроме того, права,относящиеся к литературным, художественным и научным произведениям,исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- ителепередачам и тому подобным результатам творчества.

 Институт "собственности" на нематериальные блага возник вусловиях, в которых автор является товаропроизводителем, отчуждающимсвой товар. Однако и в свободном рынке проприетарная теория авторскихправ (от латинскою proprietas - собственность) не смогла в должноймере отразить их юридическую природу как комплекса личных иимущественных правомочий автора.

 В самом деле, регламентация этих отношений по моделиклассических вещных прав могла бы лишь ухудшить положение автора ведь, отчуждая объект своей "интеллектуальной собственности", егосоздатель тем самым лишался бы всяких прав на него, а новый"собственник" получал бы возможность по своему усмотрению изменятьэтот объект и вообще считать его исключительно своим. Между темклассическая "триада" правомочий собственника вообще не годится дляхарактеристики прав на объект творческой деятельности.

 Так, в отношении нематериальных благ, какими являются всепродукты интеллектуальной деятельности, неприменимо правомочие"владения": нельзя физически обладать идеями и образами. Не может бытьпрямо применено к нематериальным объектам и вещное правомочие"пользования". Научно-технические идеи и художественные образы могутнаходиться одновременно в пользовании бессмысленного круга субъектов.При этом данные объекты не потребляются в процессе использования, неамортизируются в физическом смысле слова. Они могут устаревать лишьморально.

 Принципиально важные особенности присущи и распоряжениютворческими результатами: отчуждая право на их использование полицензионному ному договору, продавец (лицензиар) не лишаетсявозможности продолжать их использовать теми же или другими способами.Поэтому, строго говоря, категория собственности может быть примененатолько к материальным носителям научно-технических идей ихудожественных образов (рукописям, публикациям, техническойдокументации и т.п.).

 Проприетарная теория авторских, патентных и иных прав былапорождена стремлением подчеркнуть абсолютный, сходный с таким "вечным"институтом, как право собственности, характер этих прав, в желаниивтиснуть новый институт в освященные традицией схемы. Поэтому вряд лиможно согласиться с предложениями по конструированию в нашей странесамостоятельного "института интеллектуальной собственности".

 Правовая охрана открытий.

 Ранее действовавшие Основы гражданского законодательства иреспубликанские гражданские кодексы содержали специальные разделы оправовой охране открытий. Государственная регистрация открытийосуществлялась Госкомитетом по изобретениям и открытиям путем веденияГосударственного реестра открытий и выдачи дипломов их авторам.Диплом удостоверял признание заявленного положения открытием,авторство на нем и приоритет автора (авторов). Последний получалтакже право на единовременное денежное вознаграждение и некоторыельготы имущественного характера.

 Однако право на открытие не предполагает закрепления закем-либо исключительном права на использование открытия. Открытие объект, который по характеру не поддается монополизации. Это главнаяпричина, по которой во многих странах не существует прямой охраныоткрытий, хотя и ведутся дискуссии о возможности их охраны средствамипатентного права.

 Открытием признавалось установление неизвестных ранееобъективно существующих закономерностей свойств и явлений
 

 

Основные разновидности объектов авторского права.

 Литературные произведения составляют значительную частьобъектов авторского права. Особенность их в том, что мысли, чувства,идеи и образы выражаются посредством слова в оригинальной композициии оригинальном изложении.

 В структуре литературного произведения выделяется тема,материал, идеология, образная система, сюжет, язык, заглавие. Этиэлементы литературного произведения разделяются на юридическибезразличные, т.е. тему, материал, сюжет, идейное содержание, июридически значимые - образная система и язык. Использование значимыхэлементов произведения в ряде случаев требует согласия автора.

 Литературная обработка как вид творческой деятельности возниклав связи с необходимостью записи рассказов "бывалых людей", мелодийнародных певцов, т.е. людей, не имеющих опыта литературной илимузыкальной работы. Записанный и обработанный литературный материалотвечает требованиям, предъявляемым законом к литературным илимузыкальным произведениям. Вместе с тем в законе нет специальнойнормы, регулирующей отношения "бывалых людей" и литературных(музыкальных) обработчиков. На практике первые признаются авторамипроизведения, вторые - авторами литературной записи.

 Наряду с произведениями литературы можно выделить группупроизведений искусства: музыкальные, хореографические, сценические,произведения изобразительного искусства, кинофильмы, телефильмы и др.

 Музыкальные произведения выражаются в сочетаниях звуков,образующих мелодию и связанных ритмом и гармонией. Они имеют формуораторий, симфоний, сонат, квартетов и т.п. Кроме музыкальныхсуществуют музыкально-драматические произведения, которые создаютсяна литературно-драматической основе (либретто) и исполняются на сценев виде опер, балетов, оперетт.

 Музыкальные произведения записываются композитором особымизнаками, позволяющими фиксировать его творческий замысел. Нотнаязапись музыкального произведения образует клавир, представляющийсобой переложение оркестровой пьесы, оперы для фортепьяно, илипартитуру, содержащую все партии многоголосого музыкальногопроизведения.

 Музыкальное произведение может воспроизводиться путем перепискинот от руки, копирования их на множительной технике, издания в печати,публичном исполнения и т.д.

 Обработка чужих произведений, оркестровка, переложениеотносятся к объектам авторского права, если они содержат элементтворчества.

 Хореографические произведения и пантомимы создаются при помощипластических движений человеческом тела. В сочетании с музыкойхореографическое произведение образует музыкально-сценическоепроизведение.

 Из числа произведений изобразительного искусства можно выделитьпроизведения живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладногоискусства, иллюстрации, рисунки и т.д. Художники, скульпторы создаюторигинальные произведения, которые могут воспроизводиться путемизготовления копий либо самими авторами, либо иными лицами.

 Архитектурные произведения, отнесенные к объектам авторскомправа, представляют собой синтез инженерного искусства, бионики,живописи, скульптуры, науки, архитектуры. В них слиты наука, техника,искусство. Эскизный архитектурный проект, в котором воплощаетсязамысел зодчего, содержит решение будущего сооружения, внутреннееразвитие его сочлененных пространств, их объемы, фактуру и цвет. Наоснове эскизного архитектурного проекта строятся здания, сооружения,ансамбли и т.д.

 В юридической литературе бытует мнение, что авторское правоохраняет материальные носители, в которых выражен результат творчестваархитектора. Это мнение представляется спорным, ибо авторское правоохраняет совокупность идей и образов. Что же касается материальныхносителей, то они являются предметами, в отношении которых действуетвещное право с присущими ему способами охраны.

 Кинематографические произведения охватывают многообразныепроизведения для кино: сценарии, сценарные планы, дикторский текст,текст песен, кинофильмы и т.д. Сценарий в качестве основы кинофильмадолжен отвечать требованиям закона, а также сценарного договора,отражающего специфику кинотворчества.

 Материальные носители кинотелевизионного фильма - это пленка,видеокассета, видеодиски и т д. на которые распространяется вещноеправо.

 До сих пор речь шла об оригинальных произведениях, создаваемыхавторами. Закон охраняет также зависимые произведения, возникшие наоснове существующих оригинальных произведений. Эти произведенияпоявляются в результате перевода, переделки, составительства.

 Зависимость перевода литературного, научного, художественногопроизведения от оригинала не лишает его самостоятельности. Законотносит переводы к объектам авторского права, сохраняя для них те жекритерии охраноспособности, что и для других произведений. Если жепереводчик ограничивает работу подбором равнозначных слов поотношению к языку оригинала, то подобный перевод ("подстрочник") неможет быть объектом авторского права. Перевод, выполненный с согласияавтора или его правопреемников одним лицом, не препятствует другомулицу осуществлять новый перевод этого же произведения.
 

 

Развитие творческой деятельности, технических формвоспроизведения ее результатов давно поставили на повестку дня вопросо расширении круга участников авторских правоотношений за счетвключения в их число, например, артистов-исполнителей,режиссеров-постановщиков, изготовителей фонограмм, вещательныхорганизаций, использующих современные средства приема и передачизвука и изображения (в частности, спутники, кабельное телевидение ит.п.) .

 Творческая деятельность названных лиц и организаций делаетдоступными для широкой публики музыкальные, драматические и иные видыохраняемых авторским правом произведений, тогда как сами ониоставались без правовой охраны.

 Поскольку все они творчески используют созданные другими лицами(авторами) произведения, их более ограниченные правомочия,"примыкающие" к авторским и закрепленные законодательством рядастран, а затем и некоторыми специальными международными конвенциями,получили название "смежных" прав.

 В ст. 141 Основ гражданском законодательства впервые для нашейстраны закрепляется охрана прав исполнителей (артистов), режиссеров(постановщиков, дирижеров), создателей звуко- и видеозаписей иорганизаций эфирного вещания, ставших в силу этого субъектамиавторского права (см. ст. ст. 142, 143 Основ).

 Разумеется, они не рассматриваются в качестве авторов исполняемых или записываемых и воспроизводимых произведений. объектомих авторских прав служит само исполнение либо звуко- и видеозапись(обычно полученная по договору с автором). Поэтому особый, визвестной мере ограниченный характер носят и их авторские права,сводящиеся к разрешению (согласию) на воспроизведение (использование)и требованию соответствующей оплаты.

 3. Права авторов и их защита

 Права авторов, их содержание и осуществление.

 Автору произведения литературы, науки и искусства принадлежатследующие права: право авторства (на авторство), право на имя, наопубликование и иное использование произведения, нанеприкосновенность произведения, на вознаграждение за использованиепроизведения другими лицами (п. 2 ст. 135 Основ гражданскогозаконодательства).

 Основное право лица, занимающегося научной или художественнойдеятельностью, - право на авторство. Оно является основополагающим втом комплексе прав, которыми обладает автор.

 В юридической литературе высказываются предложения онеобходимости закрепления этого права автора в законе.

 В содержание права на авторство входит не только право лицасчитаться творцом созданного произведения, но и требовать ссылки наавтора при его использовании. Право авторства сохраняется у лицанезависимо от формы, назначения и достоинства произведения. Не имеетзначения, выпущено произведение в свет или не выпущено.

 С целью индивидуализации лиц, создающих произведениялитературы, науки и искусства, им предоставляется право на имя. Авторможет выпустить в свет произведение под собственным именем, подпсевдонимом или анонимно. Он реализует право на имя в случаяхиспользования его произведения, когда вступает в договорные отношенияс другими лицами и организациями.

 Закон разрешает всеми дозволенными способами опубликование,воспроизведение и распространение произведения. Под опубликованиемпонимается всякое сообщение произведения неопределенному кругу лицлюбым установленным законом способом, т.е. путем издания, публичногоисполнения, публичного показа, передачи по радио, телевидению и т. д.

 Право автора на воспроизведение означает возможностьразмножения произведения с помощью снятия с него копий или инымспособом. И опубликование, и воспроизведение осуществляются на основедоговора, который заключает автор с организацией (издательством,театром, киностудией и т. д.). Воспроизведение, как и опубликованиепроизведения, требует согласия автора.

 Исключение из правила об использовании произведения на основедоговора закреплено в законе. Статья 492 ГК предусматривает случаииспользования произведения без согласия автора и без уплатыавторского вознаграждения, а ст. 495 ГК - использование произведениябез согласия автора, но с выплатой авторского вознаграждения (ст. 138Основ).

 Право автора на распространение своего произведения сегодняприобретает тот смысл, который закладывал законодатель, закрепляя егоза творцом произведения. Сложившаяся в последние годы практикаиздания произведений за счет средств автора предоставила емувозможность самому распространять свои произведения. Поэтому самисобой отпали утверждения ученых-юристов о том, что автор не обладаетправом на распространение своего произведения, так как не располагаетпечатными средствами, бумагой и т.д.

 

 
 Право на неприкосновенность произведения означает запретвнесения изменений в само произведение, его название и в обозначениеимени автора без его согласия при любом способе использования(издание, публичное исполнение, публичный показ и т.д.).

 Статья 480 ГК запрещает без согласия автора снабжатьпроизведение при его издании иллюстрациями, предисловиями,послесловиями, комментариями и какими бы то ни было пояснениями.Упоминается лишь один из способов использования произведения издание, но этот порядок должен сохраняться при всех иных способахиспользования произведения.

 В отличие от других субъективных прав автора, представляющихмеру возможного поведения, право на неприкосновенность произведения иимени автора изложено как запрет, адресованный третьим лицам.

 Пределы неприкосновенности произведения не могут бытьбезграничными. Автор, вступая в договорные отношения с издательством,театром и другими организациями-пользователями, допускает, что в ходеподготовки произведения к выпуску в свет будут вноситься определенныепоправки. Редактор или режиссер, совершенствуя произведение, не вправенарушать замысел автора, особенности его стиля и т.д. Вносимые ими впроизведение исправления должны согласовываться с автором.

 К числу прав автора, закрепленных законом, относится право навознаграждение за разрешение использовать произведение. Это имущественное право.

 Особенности авторского вознаграждения определяются спецификойтворческого труда. Факт создания произведения еще не порождает уавтора возможности реализовать право на вознаграждение. Осуществлениеданного права связано с использованием произведения другими лицами,иными словами, когда установлена общественная полезность произведения.

 Ставки авторского вознаграждения за использование произведенийучитывают вид, характер произведения, его обьем, сложность,количественные критерии. При издании научного или художественногопроизведения вознаграждение выплачивается, исходя из ставки за одинавторский лист. Поэтические произведения оплачиваются по ставкам заодну строку. Отдельные произведения - рассказ, эпиграмма,стихотворение до 30 строк - оплачиваются аккордно, т.е. запроизведение в целом.

 Ставки авторского вознаграждения за издание произведенийлитературы, науки и искусства дифференцированы в зависимости от видапроизведения (художественная проза, одноактная пьеса,литературно-критические, литературоведческие работы,научно-популярная, учебная литература и т.д.).

 При издании произведения литературы, науки и искусства авторполучает 100% авторского вознаграждения. Каждое последующее изданиеобычно оплачивается в уменьшенном размере: второе и третье изданиелитературно-художественном произведения - в размере 60% от первогоиздания; четвертое - 40%; пятое - 30% и т.д.

 При издании переработанного автором произведения авторскоевознаграждение выплачивается в следующем порядке: новый материалоплачивается, как первое издание - 100%, ранее опубликованныйматериал - в процентном исчислении с учетом порядкового номераиздания.

 Отпадение государственной монополии в издательском деле привелок утрате обязательной силы типовых авторских договоров ипредусматривавшихся ранее ставок авторского вознаграждения. Однакомногие издательства ориентируются на прежние принципы исчисленияавторского вознаграждения, одновременно дополняя их современными(например, возможностью получения автором части дохода, полученногоиздательством от распространения тиража его произведения).Аналогичным в принципе образом строится расчет авторскоговознаграждения за публичное исполнение драматических,музыкально-драматических, музыкальных и других произведений. Одниставки применяются при оплате публичного исполнения произведения,созданного по заказу зрелищного предприятия, другие - публичногоисполнения уже опубликованных произведений.

 За произведение, выполненное по заказу, либо за право первойпостановки неопубликованного произведения автору выплачиваетсяединовременное вознаграждение. Кроме того, зрелищное предприятие,публично исполняющее произведение, выплачивает автору вознаграждениев виде определенного процента от суммы валового сбора, поступившегоот продажи билетов. Публичное исполнение уже опубликованныхпроизведений оплачивается в виде процентов от поспектакльных сборов.

 Рассмотренные выше права авторов произведений литературы, науки иискусства делятся на личные и имущественные. Личные права охватываютправо на авторство, на авторское имя, на неприкосновенность произведенияи имени автора, право на опубликование. Имущественным считают право навоспроизведение и распространение произведения, на авторскоевознаграждение.

 Личные и имущественные права автора тесно переплетены, каждоепринадлежащее автору право призвано в той или иной мере охранять какего имущественные, так и неимущественные интересы.
 

 

Приведем несколько примеров. Право автора на имя, котороеявляется личным правом автора, в определенных случаях затрагивает егоимущественные интересы. Если не указан один из соавторов, то онлишается авторского вознаграждения. Лицо, выдавая чужое произведениеза свое, нарушает право на авторство и право на имя действительногоавтора, а также его право на авторское вознаграждение. В данномслучае тесно переплетены личные и имущественные интересы автора.

 Право на неприкосновенность произведения тоже может порождатьдля автора имущественные последствия. Например, искажение театромпьесы при постановке может снизить посещаемость зрелищного учрежденияили привести к исключению пьесы из репертуара театра. В свою очередьэто приведет к уменьшению размера вознаграждения или прекращению его выплаты.

 Практически трудно выделить личные и имущественные права вчистом виде, поскольку одно и то же принадлежащее автору право можетохранять его имущественный и неимущественный интересы.

 Срок действия авторского права установлен в течение всей жизниавтора и 50 лет после его смерти (считая с 1 января года, следующегоза годом смерти автора), что соответствует требованиям международныхконвенций. Ранее после смерти автора его право действовало в течение25 лет (а до 1973 года - лишь в течение 15 лет).

 Право на авторство, авторское имя и неприкосновенностьпроизведения охраняются бессрочно (ст. 137 Основ гражданскогозаконодательства).

 Основные способы защиты авторских прав.

 При нарушении личных неимущественных прав автор может требоватьвосстановлены нарушенного права путем внесения соответствующихисправлений, сообщения в печати или иным способом о допущенномнарушении.

 Пресечение действий нарушающих права автора, достигаетсязапрещением выпуска произведения в свет либо прекращением егораспространения. Независимо от требований автора, связанных с защитойего личных неимущественных прав, согласно ст. 499 ГК, может ставитьсявопрос о защите имущественных прав автора.

 Нарушение имущественных прав (ст. 500 ГК) может быть связано снарушением других имущественных прав автора. Например, правасобственности на объект, в котором материализовано произведение(картина, рукопись, клавир и т.п.). Возмещение стоимости утраченнойили поврежденной вещи не лишает автора права на возмещение убытков,связанных с нарушением авторского права.

 Из общих мер защиты гражданских прав не применяется к авторскимправам присуждение к исполнению обязанности в натуре. Невозможнозаставить автора написать произведение по договору заказа, если он невыполнил взятого на себя обязательства. Право на авторство, право наавторское имя, на неприкосновенность произведения защищаютсянезависимо от истечения срока исковой давности.

 Органы защиты авторских прав.

 Судебный порядок защиты авторских прав наиболее распространен.Его основу составляет исковое производство.

 В исковом заявлении указывается, какие права автора нарушены(личные неимущественные или имущественные). Исковые требованиянеимущественного характера связаны с восстановлением личных прававтора, а исковые требования имущественного характера - со взысканиемавторского вознаграждения или убытков. Возможны иски, в которыходновременно заявлены требования о восстановлении личныхнеимущественных и имущественных прав.

 Нарушение имущественных интересов автора в ряде случаев незатрагивает его личных прав. Оно возможно при правомерном использовании организацией произведения, а также при бездоговорномиспользовании. В первом случае речь идет об определениивознаграждения ниже предусмотренного, несоблюдении порядка и сроковвыплаты вознаграждения и т.д.; во втором - об отказе организациивыплатить автору причитающийся ему гонорар.

 Права авторов внутри страны и за ее пределами до 1990 годаохранялись Всесоюзным агентством по авторским правам (ВААП). Оно былосоздано в 1973 году по инициативе творческих союзов, Академии наукСССР, Агентства печати "Новости" и других организаций. Охраняя праваи законные интересы авторов и их правопреемников, ВААП обеспечивалоих представительство, принимало необходимые меры по предотвращениюнарушений или восстановлению нарушенного права. ВААП вело делаавторов в административных и судебных органах, выполняло функции посбору и выплате авторского вознаграждения.

 Вместе с тем, ВААП обладало монополией на заключение договоровс зарубежными партнерами и на представительство интересов авторов,нередко без их на то согласия. Фактически оно выполняло функцииоргана государственного управления в сфере авторских отношений.Поэтому происходящие в стране процессы радикального обновлениясущественно отразились на его деятельности. В настоящее время онопреобразовано в Российское агентство интеллектуальной собственности(РАИС) при Президенте РФ.

 РАИС является федеральным ведомством, разрабатывающим иосуществляющим государственную политику в сфере охраны авторских исмежных прав. РАИС отказалось от многих монопольных функций,сохранив, за собой, в частности, функции содействия обладателямавторских прав в реализации их правомочий, включая право на обращениев суд и на заключение договоров об использовании авторских прав в РФи за рубежом исключительно по поручениям авторов или иныхправообладателей, а также получение и выплату авторскоговознаграждения за публичное использование (исполнение) некоторыхпроизведений и авторского вознаграждения, поступающего из-за рубежа ввалюте. РАИС вправе издавать инструкции и разъяснения поединообразному применению авторского права, обязательные для всехведомств, организаций и иных пользователей произведений.

 

        4. Авторско-правовая охрана

          программной продукции ЭВМ

        Понятие программной продукции.

  В нашей стране в последние годы бурно развивается информатика новое направление человеческой деятельности, связанной с хранением,обработкой и передачей информации с помощью ЭВМ. Важной составляющейинформатики  является  программное  обеспечение  ЭВМ,  создание иреализация которого в качестве товарной продукции осуществляются вгражданско-правовых формах.

  Как и во всякой науке, находящейся в процессе становления, винформатике  еще  не  устоялись  основные  понятия и не получилилегального закрепления в национальных и международных правовых актах.

  Соответственно имеются различные трактовки понятия "программноеобеспечение" ЭВМ. Согласно Типовому положению по охране программного обеспечения вычислительных машин, разработанному консультативнойгруппой Всемирной организации интеллектуальной собственности в 1977году, программное обеспечение включает в себя в качествеосновополагающих компонентов (элементов) программу для ЭВМ, описаниепрограммы и вспомогательный материал.

 Термин "программа для ЭВМ" означает набор команд, которые,будучи записаны на машиночитаемом носителе, могут заставить машину,способную обрабатывать информацию, выполнить известную функцию,решить задачу или достичь конкретного результата.

 Под "описанием программы" понимается полное пооперационноеизложение алгоритма в словесной, схематической или другой форме,детализированное в степени, достаточной для определения наборакоманд, составляющих содержание соответствующей программы для ЭВМ.

 "Вспомогательный материал" включает в себя любой материал,кроме самой программы и ее описания, созданный с целью облегченияпонимания или применения программы для ЭВМ (например, инструкции дляпользователя).

 При этом любой из трех элементов сам по себе или в комбинациинескольких из них может быть обозначен термином "программноеобеспечение". Однако в процессе разработки, производства ииспользования программного обеспечения ЭВМ ни одному из указанныхвыше компонентов (элементов) программного обеспечения не придаетсязначения самостоятельных объектов гражданско-правового регулирования.Таким объектом становится программное средство.

 Следует отметить, что понятие "программного средства"содержится только в нашем национальном законодательстве. Оно находитсявне рамок общепринятой терминологии, выработанной мировой практикой имеждународными документами. Интеграция страны в мировую науку иэкономику должна вовлечь приведение основных категорий в соответствиес общепринятыми в мировом сообществе категориями.

 Нормативная характеристика программ для ЭВМ и баз данных даетсяв Законе РФ "О правовой охране программ для электронных вычислительныхмашин и баз данных".

 Основываясь на этой характеристике, специалисты полагают, чтопрограммное средство - продукт материального производства в видемашиночитаемого носителя информации и представленной в нем программойв машиночитаемой форме. Говоря иначе, программное средство программа для ЭВМ в объектном коде (т.е. на языке, понятном машине) стехнической документацией.

 С данным объектом связаны вопросы по производству,тиражированию, передаче и использованию, нуждающиеся в нормативнойрегламентации.

 Гражданско-правовые способы охраны программной продукции.

 Предпосылкой нормативной регламентации отношений по отчуждению,реализации программной продукции является регламентация отношений посозданию программ для ЭВМ и охране авторских прав их разработчиков.

 Сложность решения указанных проблем обусловливается двойственной природой самого объекта охраны: по внешнему видупрограмма для ЭВМ - вещь (магнитные ленты, диски), по сути же нематериальное благо в виде комплекса операций, сосредоточенных валгоритме, а затем воплощенных в программе. Следовательно, с однойстороны, программа для ЭВМ - объект гражданского, коммерческогооборота и в данной связи к ней применяется термин "продукция", сдругой стороны, это - результат творческой деятельности, объект"интеллектуальной собственности".

 В той мере, в какой программная продукция вовлекается вгражданский оборот, ее режим устанавливается договором (в частности,договором поставки программных средств, договором на создание(передачу) научно-технической продукции, договором о передачепрограммных средств для использования, договором лицензионного типапри осуществлении российскими организациями внешнеэкономическойдеятельности по импорту и экспорту программной продукции).

 Отношения по созданию программ для ЭВМ и охране авторских правих разработчиков регламентированы на законодательном уровне в рамкахгражданско-правового регулирования отношений по созданию ииспользованию результатов творческой деятельности.

 В отечественной юридической литературе обсуждались четыреварианта возможной охраны: 1) охрана изобретательским правом; 2)охрана авторским правом; 3) охрана специальным законодательством; 4)использование других форм охраны: "ноу-хау", законодательство отоварных знаках и т.п.

 Формальным препятствием на пути охраны программ для ЭВМ нормамиизобретательского права являлось Разъяснение N 4 Госкомитета по деламизобретений и открытий от 13 ноября 1975 г. "О признании изобретениямиобъектов вычислительной техники, характеризуемых математическимобеспечением ЭВМ", которым предусматривалось, что "не принимаются крассмотрению заявки на выдачу авторского свидетельства и патента наизобретение, если заявляемый объект представляет собой математическоерешение задачи, в частности, алгоритмы, программу для ЭВМ".

 Нераспространение норм изобретательского права на программы дляЭВМ обусловливается тем, что патентная охрана применительно кпрограммной продукции имеет недостатки. Процесс патентования являетсядлительным и дорогостоящим, в то время как жестким критериямпатентоспособности может соответствовать лишь незначительная частьпрограмм для ЭВМ. Для прохождения экспертизы в патентном ведомстветребуется тщательная подготовка заявочной документации. С моментаподачи документации до выдачи патента в среднем проходит три года.Только после удовлетворения заявки на патент начинается охранапатента. При этом срок охраны патента не соответствует "коммерческойжизни" программного обеспечения.

 Вместе с тем, по мнению ряда специалистов, указанные недостаткивполне устранимы, особенно если учитывать бесспорные преимуществапатентной формы правовой охраны. Главным преимуществом является то,что патентная охрана распространяется на сущность, основополагающуюидею программы, воплощенную в алгоритме.

 В этой связи заслуживает внимания точка зрения И.Э. Мамиофы онеобходимости приравнять правовую охрану новых и неочевидныхалгоритмов к изобретениям, подобно тому как к ним приравнены новые сорта растений и породы животных.

 Но реализмы данного предложения представляется преждевременной,поскольку в сфере действия изобретательского (патентного) права ещене получили полного разрешения такие узловые проблемы, как поисканалогов заявленного алгоритма, обнаружение его прототипа,составление описания и формулы, определение новизны алгоритма и еекачественные оценки, установление факта противоправного использованияалгоритма. В этих условиях целесообразно идти по пути применения нормавторского права, как в большинстве стран мира.

 Авторско-правовая охрана программной продукции.

 К достоинствам авторско-правовой охраны программногообеспечения ЭВМ относится то, что авторское право способно охватитьсвоей охраной большинство моментов программного обеспечения. Охранаавторским правом носит автоматический характер, проста, легкодоступнаи дешева. Нормы авторского права хорошо разработаны и содержат четкуюрегламентацию соответствующих отношений. Авторское право обеспечиваетохрану и на международном уровне (по Бернской конвенции и Всемирнойконвенции по авторским правам).

 Немаловажным обстоятельством является тот факт, что авторскоеправо (как отечественное, так и зарубежное) не дает определенияохраняемого произведения. Перечень охраняемых объектов авторскогоправа носит примерный характер. Соответственно для признания программдля ЭВМ объектами авторского права достаточно указать их в примерномперечне объектов авторского права.

 Из этих положений об охраняемости программ для ЭВМ нормамиавторского права исходили ведомственные нормативные акты Госкомитетапо вычислительной технике и информатике (ГК ВТИ): Положение об учетеи охране авторских прав разработчиков программных средств вычислительной техники и информатики, Положение об авторскомвознаграждении за создание (тиражирование) и использование программныхсредств для персональных ЭВМ по авторским договорам, а также Типовойавторский договор на создание и использование программных средств дляперсональных ЭВМ. Все это облегчило восприятие авторско-правовойконцепции охраны программного обеспечения ЭВМ.

 С учетом международно-правовых обязательств п. 2 ст. 134 Основгражданского законодательства прямо включил программы для ЭВМ вобъекты авторского права. Тем самым установлена и авторско-правоваяохрана прав разработчиков программной продукции.

 Последующее ее закрепление в отдельных законодательных актах,вне рамок общего авторско-правового законодательства, по существу неизменяло самой регламентации.

 В рамках авторском права не исключается возможность разработкиспециальных норм, ориентированных на специфику охраняемого объекта.При любом другом способе, отличном от авторско-правового, перспективыпоследующих действий в создании механизма правовой охраны программдля ЭВМ пока еще неясны. Более того, любой другой способ охраны будетпрепятствовать выработке правовых основ для участия в международномобмене программами для ЭВМ.

 Авторско-правовой охраной, сходной с правовой охраной программ для ЭВМ и баз данных, теперь пользуются также топологии интегральныхмикросхем (Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. "Оправовой охране топологий интегральных микросхем")..

 ЛИТЕРАТУРА

 1. Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве, М, 1972

 2. Пизуке Х.А. Правовое регулирование архитектурной деятельности., 1984.

 3. Зенин И.А. Рынок и право интеллектуальной собственности.

 Вопросы изобретательства, 1991, N3

 4. Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права, М, 1956

 5. Жуков В.И. Гражданское законодательство и институт интел

 лектуальной собственности. Вопросы изобретательства, 1989, N8
 

Самое замечательное гуманитарное открытие века: Читать - раньше, чем ходить Уважаемые родители! Ваши письма, вопросы, замечания и предложения вы можете направить по адресу:  
- это позволит расширить содержание сайта.

© Copyright 1999 - 2014

Программа Конгресса родителей: Развивая детей - развиваем Россию