ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по соответствующим направлениям

© Министерство образования Российской Федерации

© ГНИИ ИТТ "Информика" (Интернет публикация)

Москва 2000 г.


I. Организационно-методический раздел

1. Цель курса

Программа разработана для тех, в чью профессиональную деятельность психология и педагогика войдет как одна из общеобразовательных дисциплин, которая будет способствовать:

- повышению общей и психолого-педагогической культуры,

- формированию целостного представления о психологических особенностях человека как факторах успешности его деятельности,

- умению самостоятельно мыслить и предвидеть последствия собственных действий,

- самостоятельно учиться и адекватно оценивать свои возможности,

- самостоятельно находить оптимальные пути достижения цели и преодоления жизненных трудностей

2. Задачи курса

Ознакомление с основными направлениями развития психологической и педагогической науки;

- овладение понятийным аппаратом, описывающим познавательную, эмоционально-волевую, мотивационную и регуляторную сферы психического, проблемы личности, мышления, общения и деятельности, образования и саморазвития;

- приобретение опыта анализа профессиональных и учебных проблемных ситуаций, организации профессионального общения и взаимодействия, принятия индивидуальных и совместных решений, рефлексии и развития деятельности;

- приобретение опыта учета индивидуально-психологических и личностных особенностей людей, стилей их познавательной и профессиональной деятельности;

- усвоение теоретических основ проектирования, организации и осуществления современного образовательного процесса, диагностики его хода и результатов;

- усвоение методов воспитательной работы с обучающимися, производственным персоналом;

- формирование навыков подготовки и проведения основных видов учебных занятий;

- ознакомление с методами развития профессионального мышления, технического творчества.

Усвоение содержания данной Программы организуется с преобладанием форм и методов контекстного обучения, моделирующих предметно-технологическое и социальное содержание профессиональных, учебных и жизненных ситуаций: проблемных лекций, практических аудиторных занятий и внеаудиторной самостоятельной работы студентов, анализа ситуационных задач, ролевой, деловой или оргдеятельностной игры и др.

3. Место курса в системе социо-гуманитарного образования

Программа курса разработана для студентов, чья психологическая культура и педагогическая компетентность войдут органичными составными частями в структуру их будущей профессиональной деятельности. Знания по психологии и педагогике помогут формированию целостного представления студента о личностных особенностях человека как факторе успешности овладения и осуществления им учебной и профессиональной деятельностями, будут способствовать развитию умений учиться, культуры умственного труда, самообразования; позволят более эффективно принимать решения с опорой на знание психологической природы человека и общества.

3. Требования к уровню освоения содержания курса

Эти требования определены государственным стандартом:

- знать основные категории и понятия психологической и педагогической наук;

- иметь представление о предмете и методе психологии и педагогике, о месте психологии и педагогики в системе наук и их основных отраслях;

- знать основные функции психики, ориентироваться в современных проблемах психологической науки;

- иметь представление о роли сознания и бессознательного в регуляции поведения;

- иметь представление о мотивации и психической регуляции поведения и деятельности;

- знать основы социальной психологии, психологии межличностных отношений, психологии больших и малых групп;

- владеть понятийно-категориальным аппаратом педагогической науки, инструментарием педагогического анализа и проектирования;

- владеть системой знаний о сфере образования, сущности, образовательных процессов;

- знать объективные связи обучения, воспитания и развития личности в образовательных процессах и социуме;

- владеть современными образовательными технологиями, способами организации учебно-познательной деятельности, формами и методами контроля качества образования.

II. Содержание курса

1. Разделы курса

Раздел 1. Человек и его познание

Раздел 2. Чувственное и рациональное познание

Раздел 3. Общее и индивидуальное в психике

Раздел 4. Проблемы личности в различных образовательных моделях

Раздел 5. Организация образовательной деятельности

2. Темы и краткое содержание

Раздел 1. Человек и его познание

Тема 1. Необходимость изучения психологии и педагогики: в поисках смысла

Многообразие форм человеческого знания. Соотношение знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности. Уровни научного познания объективной и субъективной реальности. Мировоззренческие картины мира. Источники гуманитарного знания и способы работы с ним. Психологическое совершенствование – условие профессионального и личностного роста специалиста.

Тема 2. Объект и предмет психологии

Соотношение субъективной и объективной реальности. Психология как наука и как практическая деятельность. Основные формы психики. Научные школы в западной и отечественной психологии. Современные личностно-ориентированные направления. Современные познавательно-ориентированные направления. Отражение психологических концепций в современной педагогической практике. Психологическая компетентность специалиста как элемент его профессиональной компетентности.

Тема 3. Способы приобретения психологических знаний

Житейские психологические знания о себе и других людях. Источники научных психологических знаний. Методы психологии. Психологическое тестирование. Тесты развития и тесты успешности. Проблема достоверности получаемой психологической информации. Использование научных психологических методов в практической деятельности специалиста.

Тема 4. Постулаты и принципы построения психологической реальности

Предположительные знания в психологии: аксиомы и постулаты. Соотношение возрастных новообразований и психического развития человека. Соотношение наследственности и социальной среды. Взаимоотношение телесного и духовного в человеке. Зона ближайшего развития и ведущая деятельность. Сензитивные периоды. Принципы – основа научных исследований. Исторический подход. Системный подход. Деятельностный подход.

Раздел 2. Чувственное и рациональное познание

Тема 5. Структура психики

Мотивационно-потребностная сфера человека. Иерархия потребностей. Когнитивные теории мотивации. Познавательные процессы. Общая характеристика, произвольность, опосредованность психики. Психологические особенности восприятия, каналы получения и переработки информации. Эмоционально-волевая сфера. Мышление, память и общение. Внутренний мир и состояния сознания. Сущность сознания и его взаимоотношения с бессознательным.

Тема 6. Чувственное познание

Психические функции, реализующие чувственное познание: ощущения, восприятие, внимание, эмоции, память. Стереотипы восприятия. Восприятие человека человеком. Внимание и его психофизиологическая характеристика. Свойства и виды внимания. Психологические закономерности памяти. Условия, влияющие на продуктивность запоминания. Эмоции и чувств. Простейшие приемы психической саморегуляции.

Тема 7. Рациональное познание

Мышление как психологический феномен. Средства рационального познания: действие, образы, логика. Эмпирическое и теоретическое мышление. Мышление как процесс разрешения проблем и решения задач. Продуктивное и репродуктивное мышление. Пространственное мышление как специфический вид мыслительной деятельности. Стратегии в решении задач. Речь как способ оформления мысли, образа. Культура мышления. Целевые, смысловые, и операциональные установки. Учет психологических установок в работе профессионала. Продукты рационального познания. Понятийное отражение действительности. Диагностика интеллекта. Способность к анализу собственных возможностей и саморазвитию. Приемы логического и психологического обоснования принятия решения. Мышление, творчество, коммуникация и рефлексия в деятельности современного профессионала.

Раздел 3. Общее и индивидуальное в психике

Тема 8. Целостное и парциальное описание психологии человека

Уровни, правила, способы построения психологических характеристик. Понятие нормы в психологии. Отклонения от норм. Индивид как родовая форма индивидуального бытия. Понятие о субъекте и его психической организации. Личность как социокультурная реальность. Личность и индивидуальность человека. Уникальность жизненного пути личности.

Тема 9. Конституциональный уровень психики

Физиологические основы психики и здоровья человека. Строение и основные свойства нервной системы. Психика и строение мозга. Темперамент и его психологические особенности. Неравномерность представленности в сознании объективного и субъективного мира. Личностная и ситуативная тревожность. Половые и возрастные особенности человека, их влияние на карьеру и социальный успех. Волевая регуляция поведения человека.

Тема 10. Ролевой уровень поведения и его отражение в психике

Психологический портрет в межличностных отношениях. Ведущий стиль в межличностном взаимодействии. Характер социальных ориентаций. Структура деятельности специалиста, функции, основные задачи. Индивидуальный деловой стиль. Организационно-психологические составляющие профессиональной деятельности. Объект и субъект конфликта. Границы эффективности конфликтного поведения. Рефлексия в профессиональной деятельности: объекта, субъекта и способа деятельности. Психологическая готовность к изменениям характера своей профессиональной деятельности. Свобода воли и личная ответственность.

Раздел 4. Проблемы личности в различных образовательных моделях

Тема 11. Ценности и цели образования

Смысл человеческого бытия и ценности образования. Образование – всеобщая форма развития личности и общества. Образование как единство обучения, воспитания и развития. Созидания человеком образа мира в себе самом. Педагогический идеал и его конкретно-историческое воплощение. Философские и психологические концепции образования. Проблема таксономии образовательных целей. Идея непрерывного образования, его цели, содержание, структура.

Тема 12. Современные стратегии и модели образования

Структура педагогической науки. Основные категории и понятия педагогики. Функционально-ориентированная и личностно-ориентированная стратегии развития образования. Основные модели образования: традиционная, культурно-ориентированная, личностно-деятельностная. Критерии выбора содержания образования и адекватных моделей его усвоения обучающимися. Типы и виды обучения.. Общая характеристика: догматического обучения; объяснительно-иллюстративного (традиционного), программированного, проблемного, компьютерного обучения. Развивающее обучение (Д.Б.Эльконин-В.В.Давыдов), теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин), теория и технологии контекстного обучения (А.А.Вербицкий). Возможности модульного обучения. Идеи самоактуализации и самореализации личности (А.Маслоу, К.Роджерс и др.) и проблемы становления гуманистической педагогики в современной России. Педагогическая антропология.

Тема 13. Развивающие педагогические технологии

Понятия “педагогическая технология”, “методика”, “методы”, “средства”, “форма”. Проблема типологии современных педагогических технологий. Проблемно-поисковые и коммуникативные технологии. Структура диалога, дискуссии, полилога. Анализ производственных ситуаций, имитационное моделирование, игровые технологии. Применение деловых, организационно-деятельностных и инновационных игр в организациях. Рефлексия совместной деятельности обучающего и обучающихся. Критерии выбора педагогических технологий.

Тема 14. Педагогика межличностных отношений

Общение как средство передачи форм культуры, социального и профессионального опыта, педагогического сотрудничества. Диалогическая природа общения преподавателя и обучающихся в личностно- ориентированной педагогике. Особенности авторитарного (монологического), демократического (диалогического) и конформного (попустительского) стилей общения, их влияние на развитие познавательной активности, общего и профессионального развития студентов. Педагогические конфликты, способы их предупреждения и разрешения.

Требования к личности современного преподавателя. Компоненты педагогического профессионализма: уровень общей культуры, психолого-педагогическая компетентность, владение содержанием предмета и педагогическими технологиями, способности к целеполаганию и целеосуществлению, к педагогической рефлексии и осуществлению инновационной деятельности в сфере образования. Индивидуальный стиль деятельности преподавателя. Профессионально-педагогическая культура и культура речи преподавателя. Пути и способы развития педагогических способностей. Педагогическая этика.

Тема 15. Основы проектирования учебно-воспитательных ситуаций

Виды учебно-воспитательных ситуаций и формы их организации. Этапы проектирования: анализ ситуации и учет особенностей контингента обучающихся, целеполагание, выделение дерева проблем, построение системы понятий, отбор и структурирование информации, выбор технологии, организация совместной деятельности обучающего и обучающихся. Анализ учебно-воспитательных ситуаций. Психолого-педагогические основы саморазвития и самовоспитания. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.

Раздел 5. Организация образовательной деятельности

Тема 16. Формы организации учебной деятельности

Сущность процесса обучения как форм общения субъектов образовательного процесса. Общие формы организации обучения: индивидуальная, парная, групповая, коллективная (совместная). Характеристика основных конкретных форм организации учебной деятельности. Проблема выбора форм организации обучения, адекватных его целям и содержанию.

Культура умственного труда. Умения учиться: слушание, чтение, понимание, говорение и письмо, ведение конспектов, записей, подготовка текстов устных выступлений, рефератов, докладов, выпускных и дипломных работ. Особенности учебных, научных, научно-популярных, художественных текстов и основы рациональной работы с ними. Взаимосвязь умственной, эмоциональной и двигательной активности. Влияние умственных нагрузок, зачетов и экзаменов на появление у обучающихся информационных неврозов, нервного переутомления и психоэмоционального перенапряжения. Основы организации правильного режима труда и отдыха, питания и физических занятий. Особенности организации умственного труда с использованием компьютера.

Тема 17. Педагогический контроль и оценка качества образования

Понятие качества образования. Особенности педагогического контроля усвоения содержания образования и оценки результатов образовательного процесса. Психологические отличия учебной оценки и отметки. Содержание, формы, методы и виды контроля качества образования (текущего, рубежного, итогового). Психолого-педагогические особенности и проблемы проведения контрольных процедур. Рейтинговая система оценки достижений обучающихся. Педагогическое тестирование, преимущества и недостатки тестового контроля знаний.

Тема 18. Управление образовательными системами

Образовательная система России. Перспективы ее развития и проблема поиска “своего” пути. Закон РФ “Об образовании” о структуре управления образовательными системами. Лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных учреждений. Проблемы создания государственно-общественной системы управления образованием. Роль педагогического сообщества, коллектива учебного заведения, родителей, общественных объединений учащихся, студентов в управлении образованием.

3. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

Психология как наука и как практическая сфера деятельности.

Способы приобретения психологических знаний

Каковы основные методы научного и вне научного познания человека?

Детерминация психического развития: кто и что ограничивает человека?

Как Вы понимаете взаимоотношение духовного и телесного в человеке. Докажите, что “понять, как мыслит человек, значит понять, как он видит окружающий мир и себя в нем, как использует эти знания для управления поведением”.

Можно ли дисциплинировать мышление и как это сделать?

Нуждается ли творчество в дисциплинированном мышлении?

Восприятие человека человеком. Имидж и его формирование

Мышление как процесс решения задач

В чем состоит психологический смысл понятия “субъект”? Какой смысл заложен в словосочетаниях “субъект деятельности”, “субъект общения”, “субъект труда”?

Чем отличаются потребности, мотивы и цели человека? Как Вы различаете их у себя и у других людей?

С антропологической точки зрения человек предстает как триединое существо: тело, душа, дух. Разведите эти понятия и сформулируйте Ваше понимание духовности

Сопоставительный анализ различных моделей образования взрослых

Развивающие педагогические технологии

Основы проектирования учебно-воспитательных ситуаций.

Что общего между управлением и общением? Каковы новые роли специалиста?

Как мы обучаем других и учимся сами:

В чем принципиальное отличие моделей традиционного, поведенческого (активизирующего) и развивающего образования?

Чем отличаются педагогические технологии от методик? Какие основные педагогические технологии Вам известны?

Что значит поставить перед обучающимся проблему? Какие логические шаги нужно для этого сделать?

Как можно организовать совместную поисковую деятельность педагога и обучающихся по решению проблемы?

Какая разница между диалогом, дискуссией, полемикой? Какие техники организации коллективной мыследеятельности Вам известны?

4. Примерная тематика рефератов, курсовых работ

Феномен человека: проблема соотношения биологического, социального и духовного в человеке.

Проблема человека в основных психологических школах XX века.

Психические свойства и интегральные характеристики человека.

Свобода воли и личная ответственность.

Мышление как психологический феномен

Человек как субъект, индивидуальность, личность.

Уникальность жизненного пути человека.

Основы профессионального общения. Социально-ролевое общение.

Эмпирическое и теоретическое мышление.

Анализ профессиональной деятельности специалиста и место в ней психологических и педагогических знаний.

Содержание и эффекты межличностного восприятия человека человеком.

Субъективный мир человека как объективная реальность.

Средства коммуникации: невербальные средства общения.

Самосознание и самооценка.

Механизмы и формы психологической защиты.

Психологические механизмы воображения.

Цели и ценностные ориентации личности.

Педагогика как наука и ее связь с другими науками о человеке.

Сущность и уровни проблемного обучения в вузе.

Ценности и цели современного образования

Педагогическая инноватика в системе общего и профессионального образования.

Принцип природосообразности образования.

Пути индивидуализации обучения

Моделирование предметного и социального контекстов усваиваемой профессиональной деятельности специалистов в формах учебной деятельности студентов

Обучение и воспитание как условие и источники психического развития

Диагностика успешности обучения и диагностика интеллектуального развития.

Пути целенаправленного педагогического воздействия на социальные установки

Психологические факторы внутрисемейного воспитания

Основные направления реформирования российского образования на современном этапе.

5.Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу

Предмет психологии

Психологические школы: классические и современные

Методы научных психологических исследований.

Детерминация психического развития

Задатки и способности.

Структура психики.

Характеристика познавательных процессов.

Деятельность. Структура деятельности

Психические состояния и их характеристики.

Виды межличностного взаимодействия.

Ощущения и их характеристика

Психологические особенности восприятия.

Память и ее виды

Виды внимание: произвольное, непроизвольное.

Эмоциональные процессы и их характеристика

Воля как форма активности.

Основные этапы творческого процесса

Формы мышления и их характеристика

Мышление как процесс решения задач.

Структура учебной деятельности.

Предмет педагогики. Цели и задачи педагогики.

Ценности и цели образования

Основные принципы Закона РФ “Об образовании”

Воспитание. Понятия морали и нравственности.

Социально-психологические аспекты воспитания

Традиции и инновации в образовании

Педагогические модели образования

Теория контекстного обучения

Современные стратегии и модели образования

Развивающие педагогические технологии

Педагогика межличностных отношений

Проектирование учебно-воспитательных ситуаций

Современные формы организации учебной деятельности

Проблема оценки качества образования

III. Распределение часов курса по темам и видам работ

п/п

Наименование тем и разделов

ВСЕГО часов

.

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

лекции

семинар

Раздел 1. Человек и его познание.        
1.

Необходимость изучения психологии и педагогики.

5

1

2

2

2.

Объект и предмет психологии и педагогики.

4

2

2

-

3.

Способы приобретения психологических знаний

7

3

2

2

4.

Построения психологической реальности

4

2

2

-

Раздел 2. Чувственное и рациональное познание.        

5.

Структура психики

4

2

2

-

6.

Чувственное познание

8

2

4

2

7.

Рациональное познание

8

2

4

2

Раздел 3. Общее и индивидуальное в психике        

8.

Целостное и парциальное описание человека

4

2

-

2

9.

Конституциональный уровень психики

6

2

2

2

10

Ролевой уровень поведения и его отражение в психике

6

2

2

2

Раздел 4. Проблемы личности в различных
образовательных моделях
       

11

Ценности и цели образования

2

2

-

-

12

Современные стратегии и модели образования

8

2

4

2

13

Развивающие педагогические технологии

6

2

2

2

14

Педагогика межличностных отношений

4

2

-

2

15

Основы проектирования учебно-воспитательных ситуаций

8

2

4

2

Раздел 5. Организация образовательной деятельности

       

16

Формы организации учебной деятельности.

6

2

2

2

17

Педагогический контроль, оценка качества образования

6

2

2

2

18

Управление образовательными системами

4

2

-

2

 

Итого

100

36

36

28

IV. Форма итогового контроля

Выбор формы итогового контроля – защита рефератов или курсовых работ, зачет, дифференцированный зачет, экзамен – на усмотрение вуза.

V. Учебно-методическое обеспечение курса

1. Рекомендуемая литература (основная)

Немов Р.С. Психология: В трех томах. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. М., Просвещение, 1999

Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учебное пособие / Под ред Смирного С.А. М. “Академия”, 1998

Психология и педагогика. Учебное пособие/ Под ред. К.А. Абульхановой и др.-М.1998.

2. Рекомендуемая литература (дополнительная)

Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход.- М.: Высшая школа, 1991.

Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. М. ИЦ, 1999.

Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении. М.: ИЦ, 2000.

Вербицкий А.А, А.Г.Чернявская. Менеджер в роли учителя: Материалы к курсу Психология и педагогика. Жуковский. 1999.

Гессен С.И. Основы педагогики. - М., 1995.

Гиппенрейтер Ю.Б. “Введение в общую психологию”. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 1996

Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х томах. Перевод с французского. – М.: Мир, 1992

Давыдов В.В. Развивающее обучение. - М., 1996.

Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М., 1991.

Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990.

Зимняя И.А. Педагогическая психология. 2-е изд. М., 1999.

Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. – М.: Тривола, 1994

Ильин Г.Л. Проективное образование и реформация науки. - М.:, 1993.

Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М., 1990.

Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели, М., 1997.

Коул Майкл. Культурно-историческая психология. -М., 1997.

Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения: методологический анализ. М. 1977.

Краткий психологический словарь /Под ред. Петровского А.В. и Ярошевского М.Г. – Ростов на\Дону, “Феникс”, 1998

Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М., 1997.

Милорадова Н.Г. Мышление в дискуссиях и решениях задач. Учебное пособие. 2-е изд. М.: изд-во АСВ, 2000.

Милорадова Н.Г. Психология. Учебное пособие в трех книгах: Методология познания психологической реальности. На пути к продуктивному мышлению. “Я” – в зеркале психологических характеристик. – Жуковский, ЛИНК, 1999

Новиков А.М. Профессиональное образование в России.- М, 1997.

Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов /Под ред. Радугина А. А., Кроткова Е. А. – М., 1996

Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. Под ред. Леонтьева Д.А., Щур В.Г. – М.: Смысл, 1997

Российская педагогическая энциклопедия. – М., т. I, II, 1993-99 гг.

Сатир В. Как построить себя и свою семью. М., 1992

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995

Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности.-М.,1995.

Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. Хрестоматия с комментариями по курсу “Введение в психологию”, Учебное пособие. М.: Смысл, 1997

Татур Ю.Г. Образовательная система России: Высшая школа. М.: ИЦ ПКПС, 1999

Теории учения. Хрестоматия, ч.1./ Ред.-состав. Н.Ф. Талызина, И.А. Володарская. М. 1996.

Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. Интерпракс, 1995

Шадриков В.Д. Происхождение человечности. Учебное пособие. М.: Логос, 1999


Авторы программы:

Вербицкий А.А. - член-корреспондент РАО; доктор психологических наук, профессор,заведующий кафедрой Социальной и педагогической психологии: Московский государственный открытый педагогический университет.

Милорадова Н.Г. - кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой Психологии: Московский государственный строительный университет.

Чернявская А.Г. - кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой Гуманитарного образования: Международный институт менеджмента ЛИНК

Рецензенты:

Новиков А.М. - академик-секретарь отделения базового профессионального образования РАО, доктор педагогических наук, профессор.

Салмина Н.Г. - доктор психологических наук, профессор кафедры Педагогической психологии: факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

Самое замечательное гуманитарное открытие века: Читать - раньше, чем ходить Уважаемые родители! Ваши письма, вопросы, замечания и предложения вы можете направить по адресу:  
- это позволит расширить содержание сайта.

© Copyright 1999 - 2014

Программа Конгресса родителей: Развивая детей - развиваем Россию