Сестры Князевы любят Диснея и мировую экономику
			«Чикагскими мальчиками» часто 
			именуют наших молодых экономистов -- тех, кто сегодня отправлен на 
			скамейку «запасных игроков». Но, как известно, хорошо смеется тот, 
			кто смеется последним. Диплом, выданный Международным клубом 
			рекордсменов Диане и Анжеле Князевым, удостоверяет, что они -- самые 
			юные выпускницы средней школы, окончившие ее на «отлично» в возрасте 
			десяти и неполных двенадцати лет и вслед за этим ставшие самыми 
			юными студентками Финансовой академии при правительстве РФ.
			Ну ладно бы физтех или, на худой конец, философский. А тут -- 
			финансы... при правительстве...
			
			 
			Диана и Анжела в ясли и детский сад 
			не ходили -- у них на это не было времени. Судите сами: 
			двенадцать-четырнадцать часов хореографии в неделю, три-четыре раза 
			-- гимнастика в спортшколе ЦСКА, дважды -- занятия у художника, 
			дважды -- бассейн, два раза английский... И это все -- в дополнение 
			к «основной программе».
			Читать-считать мама с папой учили их сами. Секрет прост и не нов: 
			обучай ребенка играя. С арифметикой и устным счетом, например, было 
			так. По дороге на тренировки по гимнастике Диана и Анжела считали 
			всех и вся: сначала пальчики на собственных ручках, потом 
			пассажиров, машины, деревья, дома. «Не выходя из троллейбуса», 
			Анжела в шесть, а Диана в четыре года научились свободно в уме 
			производить любые арифметические действия в пределах сотни.
			Документы сдали в три школы, везде выдержали собеседование. В 
			конце концов Анжела и Диана, посоветовавшись с родителями, выбрали 
			классическую гуманитарную гимназию с изучением двух иностранных 
			языков. Чтобы облегчить процесс адаптации к школе, Евгений и Юля 
			решили позаниматься с девочками летом.
			«Ну, позанимались, -- рассказывает Евгений. -- Потом написали они 
			контрольные работы из программы второго-третьего класса. Девочки 
			справились! Мы за головы схватились: как же они будут в первом-то 
			учиться?»
			Поехали вчетвером в окружное управление образования. Обратились к 
			заместителю начальника департамента, она поговорила с девочками, 
			погоняла их по литературе, математике, русскому и английскому языкам 
			и посоветовала попробовать -- если они, конечно, не боятся -- начать 
			учебу сразу с третьего класса. В третий класс гимназии Диана и 
			Анжела были зачислены после еще одного собеседования с испытательным 
			сроком, в порядке эксперимента. Год учились, как все нормальные 
			дети.
			-- И что -- без проблем?
			Юля смеется: «Ну почему же... У Дианы была очень сложная 
			проблема: найти пенал в портфеле. Дома репетировали, как быстро 
			находить нужную страницу в дневнике, записывать домашнее задание».
			К Новому году появились у них новые, куда более серьезные 
			сложности: слишком много пятерок. Для остальных они стали 
			исключительными оценками, а у сестер Князевых десять-пятнадцать в 
			неделю. Родители поняли, что девочки «переросли» свой класс. И тогда 
			Юля и Евгений решили сами учить дочерей и заключили со школой 
			некоммерческий договор о переводе сестер на форму семейного 
			образования. По всем предметам Анжела и Диана регулярно сдавали 
			экзамены, зачеты, контрольные.
			ЕВГЕНИЙ:
			-- Мы отказались от услуг репетиторов. Лень, как известно, 
			двигатель прогресса. Мне куда легче самому объяснить сложный 
			материал своему ребенку, чем объяснить чужому дяде, что и как ему 
			нужно объяснять...
			-- А как же гимнастика, хореография? Наверное, на них времени 
			не осталось?
			-- Почему же. Они продолжали заниматься и в спортшколе ЦСКА, и в 
			танцевальной студии. И плавали в бассейне, как и прежде, и уроки 
			рисования брали. Жизнь их стала еще интереснее.
			По словам родителей, главную роль сыграли не только природные 
			способности девочек, но и их трудолюбие, интерес к занятиям. А 
			специальная система обучения смогла поддержать и укрепить этот 
			интерес. «А в чем же она заключается?» -- любопытствую. Евгений и 
			Юля смеются: «Это ноу-хау». -- «И все-таки?». Князевы поступали так: 
			материал проходили по тем учебникам, в которых он наиболее полно и 
			корректно изложен, независимо от того, за пятый класс школы учебник 
			или за второй курс института. Причем вузовские учебники по некоторым 
			предметам становились основными, а школьные -- вспомогательными.
			В школе им пришлось сдавать за каждый год все предметы: например, 
			английский язык -- отдельно за шестой класс, седьмой, восьмой, 
			девятый, десятый и одиннадцатый. Это, наверное, было самым сложным: 
			плавать вольным стилем в тесных рамках программы.
			К моменту, когда родители начинают приглядываться, какие предметы 
			легче даются дорогому чаду, взоры Князевых уже были устремлены на 
			Финансовую академию. Специальность -- мировая экономика.
			Ректор академии Алла Георгиевна Грязнова после недолгой беседы с 
			девочками допустила их к вступительным экзаменам. За год учебы 
			сестрички заняли первое и второе места по успеваемости среди 
			студентов своего курса.
			
			 
			-- Как вы относитесь к однокурсникам?
			АНЖЕЛА:
			-- Нормально. Мы обмениваемся информацией, конспектами, помогаем 
			друг другу разобраться в сложных вопросах. Конечно, конкуренция тоже 
			присутствует.
			-- А среди сверстников друзья у вас есть?
			ДИАНА:
			-- Да, конечно. У нас друзья по интересам -- те, с кем мы 
			общаемся, занимаясь спортом или английским языком.
			-- В вашем возрасте, -- обремененная своим восемнадцатилетним 
			опытом, предаюсь воспоминаниям, -- у нас с подругами были уже свои 
			сердечные тайны. А у вас есть мальчики?
			Растерянный взгляд в четыре глаза:
			-- В каком смысле?! Мы еще маленькие. Симпатии, антипатии -- 
			конечно, есть. Но сердечных тайн -- никаких!
			По телевизору они смотрят информационные и аналитические 
			программы. По видео -- «классику мирового кинематографа или просто 
			хорошие фильмы». Когда папа не может оторваться от очередного 
			боевика, девочки относятся к этому снисходительно: «Что поделаешь... 
			Папа ведь тоже когда-то был мальчишкой».
			-- А Диснея любите?
			АНЖЕЛА:
			-- Диснея? -- оглядывается на папу. -- Кажется, да.
			ЕВГЕНИЙ:
			-- Девочки смотрели диснеевскую классику -- «Белоснежка и семь 
			гномов», «Красавица и Чудовище», «Король Лев» -- все на английском 
			языке.
			-- Фанатками какой рок-группы вы являетесь? -- почти в 
			отчаянии спрашиваю сестричек.
			ДИАНА:
			-- Вы что, считаете, какой-нибудь «Пустой бамбук» или что-то там 
			«в марлевой повязке» -- это музыка?
			АНЖЕЛА:
			-- Родители никогда не ограничивали нас в выборе музыки и не 
			навязывали своих вкусов. Просто пока нас привлекает классика: 
			Моцарт, Вивальди, Гендель.
			Диана дополняет список хитов:
			-- Чайковский, Бах.
			-- Девочки, у каждого человека есть возраст физический и 
			душевный. На сколько лет вы -- каждая -- себя ощущаете?
			АНЖЕЛА:
			-- Мне тринадцать, и я не хочу набавлять себе лишние годы.
			ДИАНА:
			-- Я считаю себя нормальной умной девочкой своего возраста.
			Мама, впрочем, полагает, что по своему интеллектуальному 
			развитию, серьезности дочери не уступают восемнадцатилетним 
			однокурсницам.
			-- А мечта у вас есть?
			Анжела и Диана воодушевились и принялись говорить так взвешенно, 
			как взрослые люди говорят о чем-то давно и не раз продуманном и 
			решенном.
			АНЖЕЛА:
			-- Я мечтаю стать первоклассным специалистом в избранной мною 
			области знаний и получить отличное образование, а так как моя 
			специальность -- мировая экономика, мне бы хотелось продолжить и 
			дополнить образование за рубежом. Я решила специализироваться в 
			финансово-экономической области: российская экономика и особенно ее 
			финансовая система переживают период коренной реструктуризации. 
			Россия остается страной высоких рисков, но вместе с тем, она весьма 
			динамично и нестандартно решает стоящие перед ней проблемы...
			Младшая сестра подхватывает:
			-- Заново создавая структуру и управляющие механизмы российской 
			экономики, мы не можем полностью копировать достижения мировой 
			экономической науки, даже при условии быстрой интеграции России в 
			мировое сообщество. Многие стандартные экономические рецепты не дают 
			желаемого эффекта на российской почве. Поэтому глубокое и серьезное 
			изучение отечественного и мирового опыта, его творческое развитие -- 
			наша задача.
			-- А вам хотелось бы поработать в команде молодых 
			реформаторов?
			АНЖЕЛА:
			-- Хочется быть сильным игроком в сильной команде, возможно, со 
			временем, создать свою. Но нас отделяют от этого долгие годы 
			напряженной учебы и работы.
			ДИАНА:
			-- Мы ведь только в самом начале пути и должны еще очень многому 
			учиться. Хочу быть не статистом, а профессионалом, по-настоящему 
			полезным своей стране.
			
 
			Мария ПОДОЛЬСКАЯ
			
			На фото:
			
				- «Посмотри! И вот это они называют финансовым кризисом».  
				
- Теневой кабинет министров.
Фото А. Джуса и из архива семьи Князевых