|
|
Эра Человека Развитого. МИРинформация 09.Выпускницы Международной финансовой Академии Анжела и Диана Князевы получают уже 6-е образованиеНаш собеседник – Юлия Князева, кандидат педагогических наук, она уже около 20 лет занимается исследованиями и разработками в области педагогических технологий и развивающих методов, детской одаренности и семейного образования. Разработанная ею система обучения позволяет добиться удивительных результатов, что подтверждают ее дочери Анжела и Диана. Юлия и ее муж Евгений Быков настолько эффективно развили их интеллектуальные и творческие способности, что это позволило девочкам закончить школу в возрасте 10 и 11 лет, то есть за 5 лет вместо положенных одиннадцати. В 2000 году Диана и Анжела окончили с красными дипломами факультет международных экономических отношений Финансовой академии. На это у них ушло 3 года вместо положенных 5 лет. Таким образом дипломы экономистов они получили в возрасте 13 и 14 лет. Занимаясь и дальше по маминым методикам, еще через год девочки окончили с отличием Российский новый университет по специальности юриспруденция, после чего они поступили в один из лучших университетов США и мира – Стэнфорд. Анжела и Диана стали самыми юными обладателями степени магистра Стэнфордского университета – в 15 и 16 лет соответственно. Магистерскую программу по специальности международная политэкономия, как и все предыдущие, они прошли с опережением – за год вместо двух. Сейчас они учатся в докторантуре бизнес-школы Стерн Нью-Йоркского университета, где уже успели получить дипломы МВА по финансам и международному бизнесу и в настоящее время работают над докторскими диссертациями. Кроме того, благодаря своим лингвистическим способностям и разработанным их мамой авторским обучающим методикам Анжела и Диана свободно владеют несколькими иностранными языками (английским, французским, испанским), изучают итальянский и немецкий, что очень помогает им в научной карьере и при общении. На данный момент Анжеле 18, а Диане 19 лет, а в их багаже уже 6 университетских степеней – по две степени бакалавра и по четыре магистерские степени, полученные всего за 7 лет по обе стороны Атлантики. - Юлия, расскажите, почему ваши дочки решили поехать учиться за границу и смогли в столь юном возрасте поступить в магистратуру одного из топ-университетов Америки? - Сразу оговорюсь, что все нижесказанное относится к ведущим американским университетам и колледжам. Другие, по моему убеждению, не стоят тех денег и сил, которые приходится положить и родителям, и детям, чтобы успешно закончить программу и получить степень. Из чисто прагматических соображений первый университет имеет смысл оканчивать дома. Это заметно дешевле. Если сравнивать с США, где стоимость обучения составляет $30-40 тыс. в год, не считая расходов на проживание, выигрыш очевиден. Кроме того, нет проблем языковой и культурной адаптации, не приходится мучиться с признанием российских школьных аттестатов и сдавать экзамены за старшие классы школы и т.д. Вчерашнему школьнику из России, поступающему в свой первый американский вуз, практически не доступна процедура зачета школьных оценок (по-американски кредитов), а потому иностранный студент может получить гораздо менее "увесистый" диплом, в то время как местные ребята имеют возможность выполнить программу по второй, а то и третьей специальности за почти те же деньги и время. Наши девочки к 14 и 15 годам окончили Финансовую академию и Российский новый университет. Сфера их научных интересов сформировалась достаточно определенно: международные корпоративные финансы, корпоративное управление, законодательное регулирование деятельности корпораций в условиях развивающихся рынков. Поэтому вполне логичным было решение продолжить образование и научную работу в ведущих университетах США или Европы в этой области. - Как подбиралось учебное заведение за рубежом, какими критериями вы руководствовались? - Выбор учебного заведения – это, как и политика, искусство возможного. Конкурс в университеты первой десятки в США очень жесткий. Дело даже не в том, что принимают только 10-15% от числа подавших заявления, а средний балл за предыдущие годы обучения у претендентов подбирается к абсолютным значениям. Престиж лучших университетов и университетской науки, в первую очередь у работодателей, очень высок, поэтому на элитарные магистерские и докторские программы по бизнесу, юриспруденции на одно место нередко претендуют по 40-50 очень хорошо подготовленных кандидатов. Выбирая университет, мы принимали во внимание следующие факторы. Какую позицию он занимает в общем рейтинге и по выбранной специальности. Сильные и слабые стороны профессоров в интересующем департаменте; достаточно ли профессоров на полной ставке (full-time)? В каких университетах они защитили свои докторские степени? Имеют ли они достаточный практический опыт в интересующей вас области – скажем, если это медицина, бизнес или право, связь с реальными компаниями и организациями и значимый профессиональный опыт напрямую влияет на уровень преподавания. Если это теоретическая или докторская программа, вклад профессоров в научные исследования, количество публикаций в ведущих научных журналах являются одними из ключевых показателей их продуктивности. Сколько студентов приходится на одного профессора (student-teacher ratio) – чем меньше, тем, при прочих равных, лучше, особенно при выборе последипломной программы. И, конечно же, прежний опыт трудоустройства выпускников (job placement). Как рекрутеры воспринимают школу или университет? Насколько школа помогает с поиском работы? Это представляется важным для всех уровней университетского образования, от бакалаврских до мастерских и докторских программ. Еще одна характеристика школы - это уровень студентов. Как правило, ведущие школы публикуют средние баллы по стандартизированным тестам, средние оценки, средний стаж работы принятых в прежние годы студентов. Это помогает определить конкурентоспособность программы, реально взвесить свои силы и амбиции. - Что вы ждали от зарубежного образования, совпали ли ожидания с действительностью? - Мы ожидали, что полученное в лучших университетах и бизнес-школах США образование станет для наших детей шагом к достижению своих карьерных целей. Приобретение конкурентоспособных, соответствующих международным стандартам профессиональных навыков и знаний по специальным дисциплинам, возможность взглянуть на сферу научных и профессиональных интересов с позиций колоссального опыта и достижений известных научных школ, а также близкое знакомство с развитой бизнес-средой Америки – это именно то, что мы и наши дети ожидали от зарубежного образования. Наши ожидания полностью оправдались! - Расскажите о процессе поступления: какие были условия, что требовалось, что в результате оказалось решающим и повлиявшим на зачисление? - Требования к поступающим на магистерские и докторские программы в американские университеты практически идентичны, хотя и могут отличаться в деталях, которые стоит уточнить на сайте университета или в приемной комиссии. Как правило, надо хорошо сдать экзамен по английскому языку TOEFL (не ниже 250 баллов из 300). Поступая в Стэнфорд, наши девочки набрали 260-265 баллов по TOEFL, а на докторскую программу в школу бизнеса Стерн - 280-290. Кроме того, кандидаты сдают еще один или два теста по выбору университета: GRE, GMAT, LSAT, MCAT; на программы бакалавриата - SAT-I, SAT-II. Диана и Анжела в 14 и 15 лет сдали GRE с результатами по математической и аналитической секциям 770-780-800 из 800. Это оказалось вполне достаточно не только для поступления на магистерскую программу в Стэнфорд, но и для одной из лучших докторских программ по бизнесу в Stern School of Business Нью-Йоркского университета. Очень важны рекомендации известных ученых и специалистов, знающих кандидата по учебе и/или совместной работе, особенно если рекомендатель из того университета, куда поступаешь. Особыми преимуществами пользуются авторы изобретений, публикаций, независимых исследований, победители международных творческих конкурсов. В целом принимается во внимание весь предыдущий академический опыт кандидата: предполагается, что в заявлении должны быть отражены и пояснены все достижения и провалы. Пресловутый средний балл на каждой предыдущей программе и общий средний балл (GPA) идут отдельной строкой. Наши девочки представили два диплома с отличием (с абсолютными средними баллами), что сняло многие вопросы. Иногда, а в лучших вузах почти всегда, кандидату организуют собеседование (или серию собеседований), просят подготовить тематическое эссе или представить лучшую из уже опубликованных работ по избранному направлению научных исследований. Наши девочки успешно прошли все эти этапы. Что сыграло главную роль? Трудно сказать... Но общие правила в первых 5-10 университетах достаточно прозрачны: лучшие 2-3% кандидатов могут претендовать на стипендии, попадающие в 4-8% могут надеяться на зачисление, не набирающие 90-95% по каждой секции на тестах могут с большой вероятностью получить безупречно вежливый отказ. - Каковы главные впечатления Анжелы и Дианы от учебы за рубежом. Что там не так, как у нас, какие главные отличия, в чем плюсы и минусы? - Единственный минус - стоимость обучения. Остальное - плюсы. С первых же дней поразила очень высокая мотивация буквально каждого студента. Мы вздохнули с облегчением: наконец-то наши девочки среди своих. У их однокурсников в недавнем прошлом блестяще оконченные университеты США и Европы, Австралии и Азии, те же карьерные и жизненные приоритеты. По окончании программы они получили позиции в Госдепартаменте США и ЦРУ, в МИД Сингапура и Центробанке Японии, в крупных международных финансовых корпорациях, продолжили обучение и исследования в Нью Йорке, Гарварде, Калифорнии. В лучших американских университетах по сравнению с российскими вузами учебные программы предполагают значительно больший объем самостоятельной работы. Собственно лекций и семинаров относительно немного, но работать над ними приходится с утра до вечера, а нередко студенты не выходят из библиотек сутками. В свой учебный план можно самостоятельно включить интересующие вас курсы. Вы можете выбрать именно то, что вам нужно для будущей профессии и карьеры. Существуют очень жесткие сроки представления работ и регистрации на курсы deadlines, за нарушение которых начисляются штрафы. Понятие пересдачи отсутствует. Если средняя оценка за курс ниже определенного уровня, то вы можете не получить диплома и степени. Везде, куда бы вы ни поступали в США, от вас попросят официальную ведомость с оценками (transcript) из всех (!) предыдущих учебных заведений. При этом в одном классе, на одном экзамене не может быть выставлено более чем 10-15% высших оценок (A-/A/A+), хотя бы все работы были достойны Нобелевской премии. Случаи мошенничества или списывания на экзаменах в приличных университетах крайне редки, практических их нет. Все студенты перед каждым экзаменом лично подписывают "кодекс чести" (honor code), принимая на себя обязательство честно сдавать экзамен и сообщать администрации о случаях мошенничества других студентов. Однократное доказанное нарушение может повлечь немедленное отчисление без возмещения затрат и без права восстановления. Причем тогда уже ваша фамилия будет занесена во все компьютерные базы университетов США и Европы, что эквивалентно "волчьему билету". Поэтому профессор не только может себе позволить, а просто обязан (не смейтесь!) выйти из аудитории на время экзамена, чтобы его присутствие не могло быть истолковано как подозрительное отношении к студентам и тем самым нанести им моральный ущерб. То есть сидят две дюжины студентов несколько часов и молча, честно пишут экзаменационные работы! - Легко ли прошла адаптация, были ли какие-то проблемы? К чему надо готовиться нашему молодому человеку, решившему учиться в университете за рубежом? - "Отлично! Лучше и быстрее многих!" - ответил нам на этот вопрос директор программы в Стэнфорде через пару недель после начала их учебы. Никаких языковых и психологических барьеров: девочки свободно знали несколько языков, в своей "прежней жизни" в России Диана и Анжела постоянно меняли классы, школы, группы, окончили два университета, т.е. начинали с нуля не один-два раза, а постоянно. К чему готовиться? Ставить перед собой серьезные научные и карьерные цели. У вас будут огромные возможности и предельно мало времени. Обратный отсчет включается практически с первого же дня. Извлечь максимум из каждого академического курса становится не навязчивой идеей одиночек "не от мира сего", а общим правилом. Раз в семестр вы будете выкладывать по 2-3 тыс. долл. за каждый учебный предмет, отдавая в год только за учебу $30-40 тыс. - Кстати, о деньгах: кто платит за обучение ваших дочек? Есть ли источники получения финансовой помощи, стипендий? - В Финансовой академии девочки учились бесплатно, а вот за второе высшее по юриспруденции пришлось платить. Мы обратились в 82 российские и зарубежные компании и организации, вели переговоры с университетом. В итоге девочки получили скидку на обучение и сумели его профинансировать за счет гранта всемирно известной компании Deloitte & Touche CIS. Учеба в лучших университетах США стоит очень дорого. К стоимости обучения – $30 тыс. в год и более – следует добавить страховку (около 1,5 тыс. долл.), расходы на проживание (18-20 тыс. долл.). Разумеется, проживание в крупных городах (Нью Йорк, Бостон) или Силиконовой долине обойдется в несколько раз дороже, чем в небольшом университетском городке Северной Каролины или Монтаны. Наша семья вложила весьма существенную сумму в образование дочерей в Стэнфорде, помимо того, что девочки вошли в число победителей Всероссийского конкурса стипендий для обучения за рубежом и получили финансовую помощь от компании Ингосстрах. Крупные университеты могут предоставить стипендии выдающимся студентам на основании их академических успехов (merit based), чаще по техническим специальностям. Обычно это происходит не ранее второго года обучения, а при поступлении вы должны предъявить убедительные доказательства того, что вы в состоянии оплатить первые 2-3 года обучения либо стоимость всей программы. Очень сложно, практически невозможно, иностранцам получить финансовую помощь для обучения в медицинских, юридических и бизнес-школах (по программам уровня бакалавра и магистра). На докторских программах в лучших американских университетах, как правило, студент освобождается от платы за обучение, ему оплачивают полную страховку и предоставляют очень приличную стипендию. Но таких университетов, которые могут себе это позволить, достаточно мало – несколько десятков, поэтому желательно попасть в один из них. Финансовые условия по отношению к каждому студенту определяются индивидуально. Торг возможен и уместен. Лучшие кандидаты, имеющие несколько предложений от ведущих школ и университетов, получают большую стипендию. - Легко ли было получить визу? - При получении студенческой визы все зависит от статуса университета и его желания вас принять. Не приходилось слышать о массовых отказах в визе студентам Гарварда, Стэнфорда, Колумбийского университета. Крупные университеты пользуются в США очень большим авторитетом, а их поддержка, в том числе визовая, обычно принимается во внимание консульствами. Мы получили визы с первой попытки на всю семью. Правда, это было до терракта в Нью-Йорке. - Что девочки собираются делать дальше? Есть ли уже идеи относительно будущей карьеры? - В настоящее время девочки успешно работают над докторскими диссертациями в области финансовой экономики и корпоративных финансов в Stern School of Business. Обычно выпускники сильных докторских программ в области бизнеса и финансов продолжают свои исследования в университетах либо подразделениях крупных финансовых и транснациональных корпораций. Меньшая часть занимает позиции в международных финансовых организациях и банках. Что выберут наши дочери? Сейчас об этом говорить рано. В любом случае, несмотря на юный возраст, они самоотверженно и успешно работают уже многие годы. Думаю, во многом именно поэтому им всегда было из чего выбирать.
|
Уважаемые родители! Ваши письма, вопросы, замечания и предложения вы можете
направить по адресу:
|