Генная модификация интеллекта
Главная Выше Пакет документов Наказы Путину Новости сайта Методы Иинтеллектуального Развития МИР - России Модели развития России Демографическая программа образования, социального и экономического развития России Конгресса родителей 1998 - 1998 г. Содержание Вопросы Как открыть центр МИР ребенка Комитеты СУ Организации Образование Формы и образцы юридических документов, иски, заявления, договоры Отзывы Регистрация Земское движение

 

Генная модификация интеллекта

Об одном из видов генной терапии: генная модификация интеллекта.Учитывать эти данные родителям - рекомендации системы МИР.  

Возможность лечить некоторые заболевания с помощью непосредственного воздействия на гены, изменения в структуре и функциях которых являются причиной возникновения этих заболеваний, постоянно расширяются. При этом имеется в виду как "исправление" дефектов в генах, так и их полная замена при невозможности такие дефекты устранить. В последнее время появились сведения о попытках с помощью генных манипуляций не только лечить заболевания, но и "улучшать" некоторые нормальные свойства и функции здоровых организмов, в том чисел такие, как память и интеллект. Мы попросили профессора Даниила Голубева охарактеризовать некоторые исследования, проводимые в этом направлении.

Даниил Голубев:

Речь идет об очень интересном исследовании нейробиолога Джоя Цина из Принстонского Университета, проведенном им совместно с сотрудниками Массачусетского Технологического Института и Вашингтонского Университета. Ученые показали, что включение в геном мышей породы "Доги" дополнительных копий одного особого гена существенно увеличивает способность мышей решать задачи ориентирования в лабиринте, а также лучше реагировать на внешние объекты и звуки, и сохранять эти "знания" и "навыки" на протяжении времени. У взрослых мышей этой породы под влиянием такой генной "добавки" сохраняется способность мозга молодых мышей более жадно впитывать и активно сохранять новую информацию. Как известно, это же характеризует и детей, сравнительно со взрослыми и особенно престарелыми людьми.

Евгений Муслин:

Что собой представляет этот ген, дополнительные копии которого обладают такими удивительными свойствами?

Даниил Голубев:

Использованный для указанных целей доктором Цином ген носит название NR2B. Он является главным "переключателем" нервных импульсов и контролирует способность головного мозга связывать одно событие с другим, что является основой всякого обучения и запоминания. К такому выводу автор пришел на основании двух видов данных: с одной стороны, у мышей, лишенных этого гена, способность к обучению была ослаблена, а с другой - привнесение копий этого гена в геном мышей эту способность, напротив, усиливало. Надо заметить, что вторая группа данных более четко свидетельствует о наличии у этого гена такого рода свойств.

Ген NR2B является матрицей для белка, который связывает поверхности нейронов, и служит рецептором для соответствующих химических сигналов. Этот рецептор, который называют NMDA, выполняет роль "двойного замка в двери", и для того, чтобы эту "дверь" открыть, необходимы 2 разных "ключа", то есть - сигнала. Если оба сигнала - звуковые, зрительные, тактильные - принимаются рецепторами в одно и тоже время, то "дверь" раскрывается и память формируется. Это и есть универсальный механизм ее формирования.

В молодом мозгу рецептор NMDA раскрывается, если 2 сигнала находятся даже вдалеке друг от друга. Это то, что обычно говорят о детях: "Он ловит все "на лету". По мере взросления рецептор становится менее чувствительным к внешним сигналам, и запоминание услышанного или увиденного происходит не столь легко. Этот феномен ослабления памяти и усложнения процесса обучения, по мере взросления и старения, наблюдается в природе и характерен для всех живых существ - от птиц до приматов. Опыты доктора Цина на мышах свидетельствуют о том, что эта особенность рецепторов нервных клеток может быть скорректирована введением дополнительных копий гена NR2B.

Евгений Муслин:

Какое значение могут иметь эти сугубо экспериментальные данные для медицины, для лечения людей?

Даниил Голубев:

Для ответа на этот вопрос необходимо заметить, что ген с подобными функциями обнаружен и в составе человеческого генотипа. Естественно, поэтому, что работа доктора Цина во-первых, явилась сформулированной еще в 1949-м году доктором Дональдом Хеббом, согласно которой функции памяти и обучения имеют генетическую основу, а во-вторых, эта работа сразу же породила надежды на возможность лечения больных людей с утратой памяти. В частности, возник план прицельного воздействия на такого рода гены с помощью специальных лекарственных веществ с целью усиливать функции генов, если они ослаблены.

 Евгений Муслин:

Но ведь из результатов работы доктора Цина вытекает, что таким образом можно усилить деятельность и нормальных, то есть неповрежденных генов. Иными словами: не лечить, или скажем: не только лечить, но в полном смысле влиять на интеллект. Не является ли это нарушением этических норм, неприемлемым для человеческого общества?

Даниил Голубев:

Сегодня говорить об этом, как о реальной проблеме - рано. Дело в том, что ген, подобный мышиному гену NR2B в человеческом геноме обнаружен, но сведения о том, может ли он быть искусственно активирован, и к чему это может привести, пока нет. Но вы правы: если результаты такого рода исследования на людях будут аналогичны тому, что получено на мышах, это будет означать, что биотехнология в новом столетии сможет активно влиять на психологию и социальную активность людей. Дело в том, что доктору Цину и его коллегам - доктору Гуосонгу Лиу из Массачусетского Технологического Института и доктору Мин Жуо из Вашингтонского Университета - удавалось не только корректировать деятельность мышиных генов NR2B, если их активность была подавлена, но и усиливать эту деятельность, так сказать против нормы. Это очень заманчивая возможность, но в то же время очень опасная...

Евгений Муслин:

Не станет ли представление о такой опасности препятствием на пути развития этого направления коррекции памяти и интеллекта применительно к людям?

Даниил Голубев:

Не думаю. Позвольте заметить, что каждое технологическое нововведение, наряду с несомненными преимуществами таит в себе определенные, а подчас и очень грозные опасности. Примеров - хоть отбавляй! Достаточно назвать ядерную физику, химический синтез, микробную биотехнологию, и так далее. К этому надо добавить, что страх перед вредными последствиями никогда не останавливал научно-технический прогресс. Полагаю, что так будет и с этими работами, тем более, что изменения интеллекта нормальных людей - дело довольно далекого будущего, а стимуляция угасших генов памяти - очень актуальная проблема настоящего. Именно об этом говорит доктор Ирина Блэк - руководитель отдела нейрологии и клеточной биологии Университета Раттерс в Нью-Джерси. По ее мнению, работа доктора Цина открывает дорогу не только новым подходам к лечению и дрессировке животных, что, кстати, тоже важно и весьма актуально особенно для собаководства, но и для лечения таких распространенных заболеваний, как деменция (слабоумие) и болезнь Альцгеймера. В обоих случаях имеет место явное ослабление, а нередко и утрата памяти, и стимуляция гена, обеспечивающего эту важнейшую функцию головного мозга, представляется весьма и весьма актуальной.

 

Главная Выше Однородность человека Самое замечательное гуманитарное открытие века: Читать - раньше, чем ходить Уважаемые родители! Ваши письма, вопросы, замечания и предложения вы можете направить по адресу:  
- это позволит расширить содержание сайта.

© Copyright 1999 - 2014

Программа Конгресса родителей: Развивая детей - развиваем Россию