|
Генная модификация интеллекта Об одном из видов генной терапии: генная модификация интеллекта.Учитывать эти данные родителям - рекомендации системы МИР. Возможность
лечить
некоторые
заболевания
с помощью
непосредственного
воздействия
на гены,
изменения в
структуре и
функциях
которых
являются
причиной
возникновения
этих
заболеваний,
постоянно
расширяются.
При этом
имеется в
виду как "исправление"
дефектов в
генах, так и
их полная
замена при
невозможности
такие
дефекты
устранить. В
последнее
время
появились
сведения о
попытках с
помощью
генных
манипуляций
не только
лечить
заболевания,
но и "улучшать"
некоторые
нормальные
свойства и
функции
здоровых
организмов, в
том чисел
такие, как
память и
интеллект. Мы
попросили
профессора
Даниила
Голубева
охарактеризовать
некоторые
исследования,
проводимые в
этом
направлении. Даниил
Голубев: Речь
идет об очень
интересном
исследовании
нейробиолога
Джоя Цина из
Принстонского
Университета,
проведенном
им совместно
с
сотрудниками
Массачусетского
Технологического
Института и
Вашингтонского
Университета.
Ученые
показали, что
включение в
геном мышей
породы "Доги"
дополнительных
копий одного
особого гена
существенно
увеличивает
способность
мышей решать
задачи
ориентирования
в лабиринте, а
также лучше
реагировать
на внешние
объекты и
звуки, и
сохранять
эти "знания"
и "навыки" на
протяжении
времени. У
взрослых
мышей этой
породы под
влиянием
такой генной
"добавки"
сохраняется
способность
мозга
молодых
мышей более
жадно
впитывать и
активно
сохранять
новую
информацию.
Как известно,
это же
характеризует
и детей,
сравнительно
со взрослыми
и особенно
престарелыми
людьми. Евгений
Муслин: Что
собой
представляет
этот ген,
дополнительные
копии
которого
обладают
такими
удивительными
свойствами? Даниил
Голубев: Использованный
для
указанных
целей
доктором
Цином ген
носит
название NR2B. Он
является
главным "переключателем"
нервных
импульсов и
контролирует
способность
головного
мозга
связывать
одно событие
с другим, что
является
основой
всякого
обучения и
запоминания.
К такому
выводу автор
пришел на
основании
двух видов
данных: с
одной
стороны, у
мышей,
лишенных
этого гена,
способность
к обучению
была
ослаблена, а с
другой -
привнесение
копий этого
гена в геном
мышей эту
способность,
напротив,
усиливало.
Надо
заметить, что
вторая
группа
данных более
четко
свидетельствует
о наличии у
этого гена
такого рода
свойств. Ген
NR2B является
матрицей для
белка,
который
связывает
поверхности
нейронов, и
служит
рецептором
для
соответствующих
химических
сигналов.
Этот
рецептор,
который
называют NMDA,
выполняет
роль "двойного
замка в двери",
и для того,
чтобы эту "дверь"
открыть,
необходимы 2
разных "ключа",
то есть -
сигнала. Если
оба сигнала -
звуковые,
зрительные,
тактильные -
принимаются
рецепторами
в одно и тоже
время, то "дверь"
раскрывается
и память
формируется.
Это и есть
универсальный
механизм ее
формирования.
В
молодом
мозгу
рецептор NMDA
раскрывается,
если 2 сигнала
находятся
даже вдалеке
друг от друга.
Это то, что
обычно
говорят о
детях: "Он
ловит все "на
лету". По мере
взросления
рецептор
становится
менее
чувствительным
к внешним
сигналам, и
запоминание
услышанного
или
увиденного
происходит
не столь
легко. Этот
феномен
ослабления
памяти и
усложнения
процесса
обучения, по
мере
взросления и
старения,
наблюдается
в природе и
характерен
для всех
живых
существ - от
птиц до
приматов.
Опыты
доктора Цина
на мышах
свидетельствуют
о том, что эта
особенность
рецепторов
нервных
клеток может
быть
скорректирована
введением
дополнительных
копий гена NR2B. Евгений
Муслин: Какое
значение
могут иметь
эти сугубо
экспериментальные
данные для
медицины, для
лечения
людей? Даниил
Голубев: Для
ответа на
этот вопрос
необходимо
заметить, что
ген с
подобными
функциями
обнаружен и в
составе
человеческого
генотипа.
Естественно,
поэтому, что
работа
доктора Цина
во-первых,
явилась
сформулированной
еще в 1949-м году
доктором
Дональдом
Хеббом,
согласно
которой
функции
памяти и
обучения
имеют
генетическую
основу, а во-вторых,
эта работа
сразу же
породила
надежды на
возможность
лечения
больных
людей с
утратой
памяти. В
частности,
возник план
прицельного
воздействия
на такого
рода гены с
помощью
специальных
лекарственных
веществ с
целью
усиливать
функции
генов, если
они
ослаблены. Евгений
Муслин: Но
ведь из
результатов
работы
доктора Цина
вытекает, что
таким
образом
можно
усилить
деятельность
и нормальных,
то есть
неповрежденных
генов. Иными
словами: не
лечить, или
скажем: не
только
лечить, но в
полном
смысле
влиять на
интеллект. Не
является ли
это
нарушением
этических
норм,
неприемлемым
для
человеческого
общества? Даниил
Голубев: Сегодня
говорить об
этом, как о
реальной
проблеме -
рано. Дело в
том, что ген,
подобный
мышиному
гену NR2B в
человеческом
геноме
обнаружен, но
сведения о
том, может ли
он быть
искусственно
активирован,
и к чему это
может
привести,
пока нет. Но
вы правы: если
результаты
такого рода
исследования
на людях
будут
аналогичны
тому, что
получено на
мышах, это
будет
означать, что
биотехнология
в новом
столетии
сможет
активно
влиять на
психологию и
социальную
активность
людей. Дело в
том, что
доктору Цину
и его
коллегам -
доктору
Гуосонгу Лиу
из
Массачусетского
Технологического
Института и
доктору Мин
Жуо из
Вашингтонского
Университета
- удавалось не
только
корректировать
деятельность
мышиных
генов NR2B, если
их
активность
была
подавлена, но
и усиливать
эту
деятельность,
так сказать
против нормы.
Это очень
заманчивая
возможность,
но в то же
время очень
опасная... Евгений
Муслин: Не
станет ли
представление
о такой
опасности
препятствием
на пути
развития
этого
направления
коррекции
памяти и
интеллекта
применительно
к людям? Даниил
Голубев: Не
думаю.
Позвольте
заметить, что
каждое
технологическое
нововведение,
наряду с
несомненными
преимуществами
таит в себе
определенные,
а подчас и
очень
грозные
опасности.
Примеров -
хоть
отбавляй!
Достаточно
назвать
ядерную
физику,
химический
синтез,
микробную
биотехнологию,
и так далее. К
этому надо
добавить, что
страх перед
вредными
последствиями
никогда не
останавливал
научно-технический
прогресс.
Полагаю, что
так будет и с
этими
работами, тем
более, что
изменения
интеллекта
нормальных
людей - дело
довольно
далекого
будущего, а
стимуляция
угасших
генов памяти -
очень
актуальная
проблема
настоящего.
Именно об
этом говорит
доктор Ирина
Блэк -
руководитель
отдела
нейрологии и
клеточной
биологии
Университета
Раттерс в Нью-Джерси.
По ее мнению,
работа
доктора Цина
открывает
дорогу не
только новым
подходам к
лечению и
дрессировке
животных, что,
кстати, тоже
важно и
весьма
актуально
особенно для
собаководства,
но и для
лечения
таких
распространенных
заболеваний,
как деменция (слабоумие)
и болезнь
Альцгеймера.
В обоих
случаях
имеет место
явное
ослабление, а
нередко и
утрата
памяти, и
стимуляция
гена,
обеспечивающего
эту
важнейшую
функцию
головного
мозга,
представляется
весьма и
весьма
актуальной. |
Уважаемые родители! Ваши письма, вопросы, замечания и предложения вы можете
направить по адресу:
|