Нейропедагогика и современные дети
Ведущая
Марина Катыс
Марина Катыс: Почему дети одного и
того же возраста по-разному мыслят, запоминают, учатся, общаются?
Как из бессознательного существа всего за два
года малыш превращается в человека говорящего, а за каких-то пять
лет - в человека со сложнейшей психикой?
Почему даже в одной семье дети становятся такими
непохожими?
Сегодня тема нашей программы - нейро-педагогика.
Именно она объединила достижения многих наук:
нейроанатомии, нейро-морфологии, нейро-биологии и нейропсихологии.
И говорить о нейро-педагогике мы будем с врачом
педиатром, а также детским невропатологом, профессором и заведующим
кафедрой Клинических основ специальной педагогики и специальной
психологии Московского городского педагогического университета
Борисом Архиповым.
И мой первый вопрос к гостю. Почему вы - врач
педиатр и детский невропатолог - заинтересовались педагогикой, Борис
Алексеевич?
Борис Архипов: Вопрос неслучайный.
После долгих лет медицинской практики оказалось, что в больницах и в
лечебных учреждениях дети проводят достаточно мало времени, и если
уж наступает заболевание, то с ним можно справиться классическими
методами. В этом плане медицина становится ограниченной, (если это
не касается тяжелых заболеваний). Основное время - практически две
трети - ребенок находится в семье и в дошкольном или в школьном
учреждении. И это время, заполненное воспитателями, заполненное
контактами с другими детьми, является наиболее важным для того,
чтобы психика ребенка развивалась в той генетической заданности, по
той программе развития, которая делает психику ребенка
психологически комфортной.
Это - период, когда ребенок требует речевой
коммуникации, а не телесной, когда возможно передать информацию с
помощью слов, когда возможности ребенка постепенно расширяются и у
него появляется интерес к этим своим возможностям, интерес к тому -
насколько его собственные возможности начинают совпадать с
возможностями других детей. Возникает такая коллективная форма жизни
и работы.
Такой познавательный интерес определяется не в
больничном учреждении, а в тех социальных условиях, в которых
находимся мы, взрослые. И педагогические технологии имеют очень
большое значение, потому что если они выстроены неадекватно этим
социальным задачам, то мы имеем возможность отклоняющегося развития
(я имею в виду психологические отклонения, с которыми очень трудно
справиться).
И эта грань становится уже междисциплинарной, она
уже не педагогическая и не медицинская, (потому что нет грубой
патологии), а минимальные проблемы в какой-то степени поддаются
лечению. Вот такая сложная ситуация.
Эта область постоянно сейчас расширяется, эта
зона развития детей постоянно изменяется - и количество детей с
проблемами все время возрастает.
Марина Катыс: То есть вы, как врач,
решили все-таки поинтересоваться, откуда берутся ваши пациенты с
тяжелыми формами расстройств, и понять, как можно купировать эту
проблему в зародыше?
Борис Архипов: Я почти 30 лет
наблюдаю детей в школах, и с каждым годом мой интерес становится все
глубже, потому что за эти 30 лет дети изменились. Меняется жизнь,
меняются дети в школе, меняются дети на улице, меняются дети в
семье. И меня - как психоневролога - интересует их психическое
здоровье - что считать нормой здоровья, а что считать патологией или
отклонением.
Марина Катыс: В СССР (да и в
современной России) все жизненные показатели ребенка с момента
рождения до 18 лет "стандартизированы". То есть в три месяца он
должен проявлять определенные реакции, в полгода, условно говоря, он
должен сидеть, у него в определенное время должны появиться зубы,
потом он должен начать ходить, потом - начать говорить. И все это -
строго по графику (то есть некая "средняя температура по больнице").
Но ведь чаще всего дети не вполне соответствуют этим педагогическим
стандартам. А бывает, что развитие ребенка совсем не совпадает со
стандартами, и при этом нельзя сказать, что он болен, просто он
живет в каком-то своем времени, по своим собственным стандартам.
И что тогда делать? И о чем свидетельствуют эти
отклонения в развитии, особенно если говорить о младшей группе от 0
до 3 лет?
Ведь ребенок все равно заговорит, он все равно
пойдет, он будет сидеть, но он сделает это не в то время, как ему
предписывают взрослые стандарты.
Борис Архипов: Когда мы говорим о
биологических стандартах, то для раннего возраста эти медицинские
стандарты действительно определены, и в этом случае мы опираемся на
физиологический принцип, то есть соотношение росто-весовых
показателей и тех функций, которые в определенном возрасте должны
быть ребенком освоены. Это и является стандартом. Он описательный,
но, тем не менее, он совпадает. Если ребенок должен встать к одному
году и он встал - мы считаем это нормальным. Если он не выполняет
эту функцию - мы говорим о задержке, но при этом предполагаем, что
он встанет чуть попозже. То же самое с другими функциями.
Марина Катыс: А с разговорной речью?
Борис Архипов: И с разговорной
речью. Здесь время играет, конечно, большое значение, но в равной
степени (как и время) - последовательности всех этих функций. Хоть
они и стандартизированы, но они не могут являться стандартом самого
ребенка. В данном случае его индивидуальные качества могут не
совпадать с этими временными нормативами, и тогда ребенок имеет
полное право на то, чтобы развиваться в своем индивидуальном ритме.
При этом мы должны учитывать, что и социальная
среда изменилась, и внутриутробные условия, так скажем, тоже
изменились. То, что было 50 лет назад, и то, что мы видим сейчас, -
это большая разница. В настоящее время 90 с лишним процентов детей
рождаются с морфофункциональной незрелостью. Что такое незрелость?
Это, значит, уже некоторое несовпадение функциональных особенностей
или требований, предъявляемых к новорожденному ребенку, которые
должны быть скомпенсированы.
Марина Катыс: То есть, если я вас
правильно понимаю, дети рождаются как бы еще не до конца
сформировавшимися. Раньше они рождались уже полностью
сформировавшимися, а сейчас они рождаются через те же 9 месяцев, но
- недосформировавшимися. В психическом смысле я имею в виду.
Борис Архипов: Ну, сложно говорить о
психике ребенка в момент новорожденности. Тем не менее, мы
предполагаем, что у него есть психика, у него есть определенные
эмоции, у него есть определенные сенсорные, двигательные качества, у
него есть определенные рефлекторные особенности, у него своя
собственная вегетативная система - этот тот набор, которым ребенок
владеет.
Другое дело, что использует он это в своем
временном режиме. И это режим очень индивидуален, у кого-то
временные потребности направлены в основном на обеспечение
вегетативных функций, у кого-то - на рефлекторные и так далее. Но по
мере роста и развития происходит сдвиг этой акцентуации с
вегетативных потребностей, жизнеобеспечивающих, на психические
функции, на потребности другого порядка - на социальный план,
речевой план, коммуникативный план. И ребенок должен быть готов к
этому.
Марина Катыс: Итак, мы говорим о
том, насколько современные дети рождаются готовыми к тому, чтобы
вступить в современную жизнь, совершенно другую по своему ритму, чем
50 лет назад.
Сейчас дети рождаются немного другими, они
отличаются от тех детей, которые рождались 50 лет назад. А
педагогическая система изменилась мало. Ребенок в 3 года приходит в
детский сад и попадает в руки воспитателей, которые руководствуются
установками, так сказать, советского времени о том, как надо
воспитывать детей. И тут, видимо, возникает конфликт интересов:
ребенок не совсем готов соответствовать стандартам 50-летней
давности в педагогике, а воспитатель не готов соответствовать новым
запросам ребенка и его особенностям.
Как тут быть, где взять для этих "других" детей
"других" воспитателей?
Борис Архипов: Вопрос действительно
актуальный, и здесь нужно понимать, что дети не просто "другие", а
они - "другие" потому, что среда другая. Изменилась среда, 50-60 лет
назад, в середине прошлого века был совершенно другой темп жизни,
совершенно другие детские игры, совершенно по-другому была выстроена
речь.
Сейчас то, что дети считывают с экранов
телевизоров и видеомониторов, из средств массовой информации, - это
бешеный поток информации. Когда в очень короткое время нужно дать
полную информацию. Нет, так скажем, "поэтизации" речи, должна быть
четкая, структурная информация, лево-полушарная, жесткая.
А дети, в силу специфики своего развития, не
обладают возможностью разделить зону понимания и зону внимания, они
впитывают все. Вот эта сверхчувствительность к восприятию позволяет
им накапливать как "мусор", так и ту ценную информацию, которую им
дают. Но они не умеют и не имеют такой возможности - рассортировать
информацию на "нужную" и "ненужную". Ребенок растет в информационном
мусоре.
Я не говорю о биологических и экологических
факторах, я говорю о той человеческой среде, которая заполняет этот
информационный вакуум ребенка своим "мусором".
Поэтому если воспитатель не в состоянии понять
особенности поведения ребенка (а ребенок является зеркалом,
отражающим эту социальную сферу), он и не контролирует поведение
этого ребенка, он его не обучает, он не дает ему возможности
адаптироваться к новым условиям. То есть ребенок перестает быть
индивидуальным существом, он становится человеком среды.
И если иметь в виду ту незрелость, с которой
ребенок рождается и которую он все время должен компенсировать, то
становится понятным, что такие условия не дают ребенку возможности
ориентироваться на потребление нового (имея в виду его врожденные
качества, реакцию на новизну), и ребенок будет жить с этим "мусором"
все время.
Марина Катыс: Есть данные
статистики, основанные на исследованиях, проведенных в школах
Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и Твери. Среди
неуспевающих школьников (которые, видимо, не успевают не потому, что
они бездарные и ленивые, а именно потому, что у них произошла вот
эта нестыковка их собственных возможностей с тем, что им предлагает
окружающая среда), так вот, среди неуспевающих школьников московских
школ около 50 процентов детей в своем психическом развитии отстают
от нормы (отдельный разговор - что такое психическая норма, пока
этого касаться не будем). В Санкт-Петербурге - 40 процентов детей, в
Нижнем Новгороде - 60 процентов детей отстают от нормы, в Твери - 48
процентов. И такие дети испытывают трудности при овладении письмом,
чтением, счетом и в других навыков начальной школы.
То есть в среднем - половина современных детей не
отвечает в той или иной степени принятым нормам. И с каждым годом
эта ситуация усугубляется. Причин много: это и экологические
проблемы, и то, что родители пьют, курят (не в патологических
формах, а в обычных масштабах), и изменилось здоровье женщин,
которые становятся матерями, и личные качества родителей и учителей
сегодня не соответствуют особенностям рождающихся сегодня детей.
При таком огромном количестве факторов, которые
влияют на развитие ребенка и совершенно от него не зависят, есть ли
у ребенка вообще шанс вырасти здоровой и гармоничной личностью?
Борис Архипов: Практически - нет. В
тех условиях, которые вы перечислили, практически нет.
Дело в том, что мозг ребенка достаточно
пластичен, даже - сверхпластичен, его возможности не ограничены. Это
мы говорим о стандартах, это мы, взрослые, эти стандарты
устанавливаем, пытаемся детей под эти стандарты "подстричь". - Не
получается!
И если мы будем относиться к детям, как к себе
подобным, именно с такой оценкой, то мы все время будем говорить о
несоответствии. Они - не такие, но это не значит, что это какая-то
патология, какое-то отклонение.
Дети приспосабливаются. У нас, взрослых,
возможностей приспособления меньше, чем у детей. Их мозг в силу
своей пластичности, в силу того, что он берет и нужное, и ненужное,
приспосабливается, - и нужно дать возможность мозгу ребенка
(особенно - его психическим функциям) развиться в правильном
направлении. Иначе мы будем видеть человека несформированного.
Марина Катыс: То есть асоциального,
с нашей точки зрения.
Борис Архипов: В какой-то степени -
да. Но асоциальность определяется асоциальностью среды, и в данном
случае это взаимозависимые вещи. И если мы говорим о том, что у
ребенка возможностей больше, то нужно дать ему возможность
развиться. Ребенок должен иметь время на усвоение любого навыка, он
должен его трансформировать в нечто новое. А если у него нет времени
на эту трансформацию, то этот навык остается незавершенным. То есть,
по сути дела, он знает - "как", но не может сделать, потому что у
него не было времени, чтобы это освоить. Он не может сделать многое
из того, что умеем мы, а раз не может - значит, дает возможность это
делать взрослым. И вот тут взрослые вступают в конфликт. - Мы-то это
делали, мы-то были другие:
Это несоответствие на самом деле -
психофизиологическое. Если весь период развития не заполнен навыками
(причем - целенаправленными навыками, которые дают ребенку
возможность получить удовлетворение от этого навыка), то
неудовлетворенный навык остается холостым.
Марина Катыс: Невостребованным.
Борис Архипов: Да, можно его
использовать, а можно от него отказаться, пусть делают другие. Это
уже индифферентное эмоционально-волевое отношение к себе и к другим.
Марина Катыс: Борис Алексеевич, мы
говорим о том, что ребенок, даже получив объем информации, не
успевает его переварить и преобразовать в некоторые навыки. При этом
объем информации, которое ребенок должен воспринять до шестилетнего
возраста, растет с каждым годом. Начало школьного обучения
отодвигается на все более ранний срок.
То есть объем нарастает, время на переваривание
этого объем сокращается, и в результате (по результатам современных
исследований) 16 процентов первоклассников, которые приходят в
школу, не готовы к школьному обучению, а у 50 процентов детей
выявляется та самая незрелость, правда - без признаков умственной
отсталости.
То есть получается патовая ситуация: с одной
стороны - объем информации, который надо передать ребенку,
возрастает, а с другой стороны - количество времени на этот усвоение
этого объема информации сокращается. И ребенку некуда деваться - он
все равно в 6 лет пришел в школу - и оказывается, что он не готов к
школьному обучению.
Борис Архипов: К сожалению, я
встречаюсь с этими проблемами очень часто: и при поступлении в
школу, и при оценке готовности ребенка к обучению. Здесь нужно иметь
в виду, что психологическое тестирование, которое проводится, оно
уже в какой-то степени неадекватно, поскольку регламентирует
процесс. И если мы говорим о том, что дети все - разные (по
личностным качествам), то по своим навыкам они тоже могут быть
разными. Если мы говорим о том, что ребенок идет в школу с шести лет
и в шесть лет он должен уметь читать и писать, то нельзя сказать,
что ребенок умеет этим пользоваться. Использовать, скорее всего, он
его не будет, и в школе ему становится скучно.
И тут возникают проблемы - нужно сидеть, нужно
что-то слушать, нужно что-то видеть, нужно что-то понимать, а если
не сложилось такого с точки зрения высших психических функций
сложного качества - одновременно сидеть, слышать, видеть, понимать,
еще и отвечать и каким-то образом следовать учебной программе, то
есть сохранять эмоционально-волевое качество и интерес к учебе, - то
случаются разнообразные срывы. Срывы, которые приводят к
дезадаптации - у ребенка возникают проблемы эмоциональные,
психические, сенсорные. Они могут выступать не как патология как
таковая, но находятся очень близко - типа невротизации, типа
каких-то навязчивых состояний.
Марина Катыс: Например - "Не хочу
идти в школу".
Борис Архипов: Да, отказ от учебы
вообще. И начальная школа в этом плане должна быть очень адаптивной,
нужно дать возможность ребенку развиваться в свои сроки. То есть
первый, второй, третий, четвертый (а сейчас идет разговор о том,
чтобы начальную школу сделать до шестого класса) классы - это
возможность не потерять свои качества при учебе, а, наоборот,
приобрести их. Средняя школа - это уже такой серьезный процесс.
Марина Катыс: Хорошо, Борис
Алексеевич. Мы еще поговорим о том, почему родители не понимают
своих маленьких детей, которые не хотят учиться в школе.
А сейчас я предлагаю вашему вниманию выпуск
медицинских новостей, который подготовил наш нью-йоркский
корреспондент Евгений Муслин.
- Хождение по неровной поверхности, например - по
булыжным мостовым, издавна считается в Китае эффективной лечебной
процедурой. При таком хождении, объясняют китайские медики,
происходит стимуляция особых чувствительных точек на подошвах ног,
что и приводит к улучшению физического и психического здоровья.
Кстати, аналогичная теория лежит в основе методики иглоукалывания.
Хотя "хождение по булыжникам" практикуется в
Китае уже много столетий, оно никогда не подвергалось
экспериментальной научной проверке. Такую проверку недавно проделали
сотрудники Орегонского университета под руководством доктора Фишера,
опубликовавшие свою работу в "Американском гериатрическом журнале".
Исследователи отобрали группу из 108 добровольцев старше 60 лет и
заставили их 4 месяца ходить по булыжникам по полчаса в день три
раза в неделю. Контрольная группа совершала аналогичные прогулки по
обычной ровной дороге. Проведенное через 4 месяца обследование
показало, что у большинства добровольцев существенно снизилось
кровяное давление, улучшились показатели мобильности и ощущение
равновесия.
Чувство равновесия зависит от вестибулярного
аппарата и от соматической сенсорной системы, соединяющей кожные
рецепторы с мышцами. В обычных условиях на вестибулярный аппарат
приходится лишь 30 процентов работы, но на неровной поверхности он
берет на себя уже 70 процентов ответственности. Это положительно
сказывается на пожилых людях. Ведь с возрастом мы теряем часть
вестибулярных элементов, а неровная поверхность заставляет нас
усиленно упражнять то, что еще осталось.
- Хотя медики считают табачный дым самой
распространенной причиной рака легких, нередко эту болезнь вызывает
дым совершенно другого рода. Так, исследователи из мексиканского
Национального института респираторных болезней обнаружили, что в
бедных странах 39 процентов случаев рака легких вызывается дымом
дровяных печей, тогда как на табачный дым приходится лишь 37
процентов. Причем от печного дыма заболевают в основном женщины, так
как именно они готовят пищу и в большей степени подвергаются
воздействию дыма.
- Повышенные умственные способности в юности и
активное участие в разнообразных внешкольных занятиях снижают риск
старческого слабоумия. К такому выводу пришел доктор Томас Фрич и
его сотрудники из Кливлендского университета. Проведенное ими
исследование показало, что у более активных школьников с высоким
коэффициентом умственного развития спустя годы меньше ослабевает
память и в меньшей степени ухудшается сообразительность.
Старческое слабоумие - это неврологическое
состояние, при котором не только слабеет память и сообразительность,
но и утрачиваются бытовые навыки, необходимые для самостоятельной
жизни. Самая частая причина слабоумия для людей старше 65 лет - это
болезнь Альцгеймера, которой в США больны 4,5 миллиона человек.
Доктор Фрич подчеркнул, что риск слабоумия в конце жизни можно
снизить с помощью умственной и физической активности в школьные
годы.
Марина Катыс: Мы говорили о том, что
ребенок приходит в школу и, как правило, педагоги не готовы к тому,
чтобы адекватно среагировать на новые обстоятельства, связанные с
такими детьми, родившимися в новом информационном мире.
Я вспомнила историю, (мою личную, связанную с
моей дочерью, когда она была маленькой). Действительно, мы не готовы
воспринимать маленького ребенка как личность. Моя дочь при переходе
из яслей в детский садик попала в группу к одной воспитательнице -
видимо, не самой приятной с детской точки зрения. В общем, прихожу
один раз за ребенком, а воспитательница странно на меня смотрит и
говорит: "А что, мамаша, у вас девочка - немая?" У меня девочка была
как раз очень даже "говорящая", я удивилась, но промолчала. Взяла
дочь за руку, мы с ней идем из садика, и я ее строго спрашиваю:
"Аля, в чем дело? Почему меня воспитательница отчитывает из-за того,
что ты - якобы - немая? Ты что - с ней не разговариваешь?" На что
моя трехлетняя дочь, глядя в сторону, холодно ответила: "Не хочу я с
ней разговаривать, и не буду!"
Борис Архипов: Имеет право.
Марина Катыс: И - все, возразить на
это нечего. Не будешь же врать ребенку, что тетя воспитательница -
хорошая, хотя по виду "тети" видно, что она , мягко говоря, "не
очень хорошая": В общем, вот такая позиция, и трехлетний ребенок ее
сформулировал.
А семилетний ребенок, когда он приходит в школу к
учителю, и вступает с ним в некоторый психологический конфликт, он
уже не готов в социальном плане декларировать, что "учитель плохой -
я не пойду на урок", но внутренне он это для себя формулирует, и -
не хочет идти к учителю на урок.
И что делать родителям, которые совершенно не
готовы правильно отреагировать, потому что считается, что это -
блажь, что это - распущенность, что это - неумение себя вести? Что
надо быть взрослым, надо преодолевать трудности?
Борис Архипов: В силу своей
восприимчивости ребенок, наверное, имеет право на собственную
оценку, и нужно время, чтобы понять эту оценку.
Что такое поведение ребенка неслучайно, что
неслучайно вообще все, что происходит - в школе случайностей не
бывает. Это тревожный сигнал, который свидетельствуе о том, что в
школьной среде не все благополучно.
И в этом плане самый большой вопрос - это
квалификация педагога, которая позволяет ему увидеть и вовремя
спрогнозировать не только поведение ребенка, но и свое отношение ко
всем детям в целом, чтобы конфликт не нарастал. Сфера работы
педагога становится не чисто предметной - она становится социально
значимой, поэтому он должен снять этот конфликт. Но этот конфликт
должен сниматься и семьей в том числе. Это достаточно сложная
система, с которой нужно уметь работать.
Марина Катыс: И у нас уже есть
первый дозвонившийся слушатель. Пожалуйста, ваш вопрос.
Слушатель: Здравствуйте. Георгий из
Санкт-Петербурга. У вас, наверное, существует какая-то статистика.
Сейчас вся планета охвачена не до конца сформировавшимися детьми или
есть где-то "райские уголки", где все нормально? Спасибо.
Борис Архипов: Спасибо за вопрос.
Дело в том, что в последние годы мне пришлось поездить по разным
странам мире, и тенденция приблизительно везде одинаковая. В
отношении "райских уголков" - не знаю. Вполне возможно, что есть
изоляты, допустим, в Африке, которые живут по своим особенным
законам. Но в тех местах, которые затронуты цивилизацией, все
процессы одинаковы.
Марина Катыс: Мы заговорили о том,
как строятся отношения "воспитатель - ребенок" в разных странах, в
России сейчас уже обсуждается вопрос о возможном возврате к
раздельному обучению мальчиков и девочек. До революции это
существовало, советская власть это упразднила. Сейчас снова этот
вопрос дискутируется.
Но ведь, заметим, что в тех же африканских
племенах, которые вы упомянули, изначально существовало и существует
до сих пор интуитивно введенное разделение мальчиков и девочек: они
растут и воспитываются по-разному и разными группами этого
сообщества. Может быть, этот подход уходит корнями в древнее
интуитивное знание, что мальчики и девочки - это две разные группы
людей, сильно отличающиеся друг от друга, и у них должны быть разные
методики воспитания?
Борис Архипов: Я бы так не сказал.
Хотя на самом деле такой вопрос напрашивается - о раздельном
воспитании и раздельном обучении. Но дело в том, что половые
различия, особенно психологические различия - это достаточно поздний
вопрос эволюции. И если говорить о развитии ребенка, то в любом
случае и мальчику нужны контакты с девочками, и девочкам нужны
контакты с мальчиками, потому что они взаимно обогащают друг друга.
Совместные игры в раннем возрасте как раз и дают возможность такой
психологической специализации, когда интересы девочки к куклам, а
мальчика - к машинкам дают возможность прогнозировать их развитие,
дают возможность предопределить их качественную характеристику
психики. Если этого не будет, мы опять получим достаточно жестокий
стандарт: мальчики - с техническим обучением, и девочки:
Марина Катыс: : с курсами кройки и
шитья.
Борис Архипов: Именно так и
получалось всегда. Социальная среда требует большого и активного
участия женщин - это свойство приспособительное, которое дает
возможность расширения возможностей как биологического мужского
фенотипа, так и биологического женского фенотипа. В этом плане мы
выигрываем только все вместе.
Но если говорить, допустим, о средней школе (это
седьмой, восьмой класс), где специфика половых психологических типов
поляризуется очень резко - в этом возрасте девочки вытягиваются,
обладают очень ярко выраженными вторичными половыми признаками, а
мальчики еще инфантильны, им бы в игрушки поиграть. Вот здесь и
происходит то самое разделение. Но опять все зависит от педагога:
если он способен управлять этой ситуацией, то пусть так все и
остается, а если нет - то, конечно, возможность разделить эти классы
хотя бы на два-три года, я считаю, вполне - с физиологической точки
зрения и с психофизиологической точки зрения - оправданной.
Марина Катыс: Спасибо. Мы много
говорили о теоретической основе нейро-педагогики, но есть родители,
(у которых есть дети) которые практически ничего не знают об
особенностях развития мозговых процессов у ребенка.
Борис Архипов: Это и не их задача.
Марина Катыс: Да, но во-первых, все
родители хотят своим детям самого хорошего, и они хотели бы, чтобы
их ребенок получил максимальные возможности для развития всех своих
потенциальных талантов.
Что надо делать родителям и на что надо обращать
внимание при воспитании ребенка в первые годы жизни, чтобы, по
крайней мене, не загубить те ростки (я не скажу - гениальности, но
во всяком случае одаренности), которые у ребенка есть от природы?
Ведь все дети довольно талантливы от природы.
Борис Архипов: Да, все дети, по
выражению Толстого, талантливы. Это действительно так, потому что их
мозг ориентирован вовне, это - реакция на новизну. Если качественная
характеристика того, что они берут, положительная, то ребенок сам
найдет отрицательный противовес. Это расширяет его возможности.
Нельзя вырастить ребенка в тепличных условиях -
не получится. Ребенок должен испытывать и негативные влияния среды,
чтобы противопоставить им свои функции, чтобы быть более адаптивным
к этим негативным влияниям. То есть он должен получить социальный
иммунитет, и родители должны ему это дать.
Марина Катыс: Что такое - социальный
иммунитет? Как он формируется? Значит ли это, что ребенку полезно,
если его в детском садике другой ребенок бьет игрушкой по голове?
Или нужно, чтобы он ударил другой игрушкой своему обидчику по
физиономии?
Борис Архипов: Ну, в какой-то
степени вы правы, да, ребенок должен уметь постоять за себя. Ребенок
должен знать свое тело, свои ощущения, чтобы иметь возможность
сопоставить: если больно мне - значит, больно другому; если
неприятно или приятно мне - значит, и другому может быть точно так
же. А если ребенок этого не знает, то способ контакта будет таким
жестоким. Такой вариант отношений - это уже вопрос к родителям, а не
является ли среда в семье точно такой же, которую ребенок зеркально
отражает?
Марина Катыс: Но тогда у меня такой
вопрос. Много говорится о врожденной детской жестокости - отрывать
крылышки у мухи, помучить лягушку, наколоть на булавку бабочку - это
все входит для ребенка в некий такой познавательный процесс, который
с точки зрения взрослого, (во всяком случае - взрослого
гуманистической направленности) не очень хорошо выглядит. Это все и
называется детской жестокостью, но откуда это берется?
Борис Архипов: Это тот же самый
познавательный интерес, но он - рефлективный, и ребенок, который
отрывает крылышки мухе, эмоционально не закрепляет этой боли по
отношению к себе или к другому существу. Пока это просто
познавательный интерес, и какое-то короткое время он ничего не
означает.
Все, о чем мы с вами говорим - о нравственных, об
этических, о моральных проблемах, - это все вырастает вместе с
ребенком, когда идет постоянное подкрепление "хорошо - плохо". Это
воспитание чувств, это воспитание тела, которое дает возможность
ребенку быть адекватным.
Но если неадекватное поведение провоцируется,
если неадекватность моделируется средовыми влияниями (в том числе -
и семьей), то мы будем говорить о моральной недостаточности, о
нравственной недостаточности, о несформированности этих качеств и
так далее. .
Марина Катыс: Спасибо, Борис
Алексеевич. И у нас Феликс Иванович из Москвы дозвонился в студию.
Здравствуйте.
Слушатель: Здравствуйте. Борис
Алексеевич, спасибо вам, спасибо Марине Катыс за то, что вы сделали
замечательную передачу. У меня вопрос: почему никогда ни на вашей
станции, ни на каких других не звучит имя Эрика Фромма, который внес
огромный вклад в педагогику и психологию? И он, между прочим,
отмечает отрицательные черты капиталистического образа жизни,
рыночного пути, на который мы сейчас вступили. Я считаю, что
рыночный путь портит наших детей и мешает вам делать вашу
благороднейшую работу, за которую я вам очень признателен.
Прокомментируйте, пожалуйста, мои слова. Спасибо большое.
Борис Архипов: Спасибо за вопрос. У
нас не стояла просто такая цель - вспоминать великих психологов,
потому что разговор шел немножко в другой плоскости Здесь можно
коснуться и Бехтерева, который, занимаясь вопросами психического
здоровья, очень много внимания уделял педагогическим вопросам, но
его термин "педология" был забыт в 20-х годах. Я бы как раз говорил
о том, что любая технологическая обусловленность всегда обкрадывает
возможности ребенка. Это - те жестокие социальные условия (если вы
говорите о рыночных отношениях), которые предопределяют тип
взаимоотношений, они становятся конкретными отношениями.
А если мы говорим о своеобразии развития, то в
данном случае это не позволяет индивидуальным качествам ребенка
раскрыться в полной мере, они всегда будут в какой-то степени
стандартизированы условиями - или рыночными отношениями, или
какими-либо другими социальными отношениями.
Марина Катыс: И у нас вопрос по
пейджеру, от бабушки по имени Мария: "Уважаемый профессор, каково
ваше мнение по поводу воспитания ребенка по Споку? Молодые говорят,
что он уже устарел".
Борис Архипов: Ничего не устаревает.
Можно говорить о том, что Спок свое дело сделал, это было 30 лет
назад, но его книги до сих пор расходятся огромными тиражами. И если
молодые ваши его читают, то - слава Богу, это достаточно хорошее
популярное средство для того, чтобы не навредить, по крайней мере,
себе и своему собственному ребенку. И это - некоторый путь к тому,
чтобы понимать ребенка. Я ничего против не имею.
Марина Катыс: Пришло смешное
сообщение на пейджер от некого господина под псевдонимом "Добрый",
который жалуется на то, что дозвониться до нас нельзя, потому что у
нас линия "для избранных", а он может "ужалить и задать серьезный
вопрос", поэтому он - под запретом.
Это неправда, господин Добрый, звоните, и вы
дозвонитесь.
Мы говорили о детской жестокости, но, в конце
концов, ребенок оказывается в школе, и там он проводит значительную
часть времени и я бы даже сказала - значительную часть своей жизни,.
Борис Архипов: От трех до десяти
часов ежедневно.
Марина Катыс: Да, и в течение 11
лет.
Борис Архипов: В течение 11 лет. То
есть к совершеннолетию, к 18-19 годам, ребенок треть своего времени
вынужден проводить в заданных школьных условиях.
Марина Катыс: Но в старших классах
это уже вполне сформировавшаяся личность, которая может, в общем,
сама за себя постоять в общении со взрослым коллективом школы. А вот
в начальных классах это особенно это страшно, потому что это переход
от домашнего воспитания (а сейчас очень часто дети даже не ходят в
детский садик, если есть такая возможность) к школе. И часто ребенок
попадает в руки педагога, который в начальной школе ведет все уроки,
то есть это - единственный взрослый, с которым ребенок должен
общаться на протяжении всего времени. Конечно, среди педагогов есть
талантливые, замечательные люди, но очень часто это - люди, уставшие
от жизни, для которых школа просто работа, а не призвание.
И как быть? Особенно - если ребенок с некоторыми,
условно говоря, отклонениями от норм психического развития:
Борис Архипов: Это то, что не
нравится педагогу.
Марина Катыс: Да, что делать, если
ребенок - именно с теми особенностями, которые не нравятся педагогу?
Допустим, он вертится, он плохо учится, (хотя из него может вырасти
очень талантливый физик и практика показывает, что именно из таких
детей вырастают талантливые ученые и вообще талантливые люди). Как
ему сохранить себя и сохранить свое "Я" в контакте с взрослым,
который не очень готов помогать ему в раскрытии его личных талантов
и особенностей?
Борис Архипов: Вы знаете, если
говорить о сфере дошкольного и младшего школьного воспитания и
обучения, то тут ситуации, когда одного педагога, на всех детей
просто не хватает. Учителя можно только пожалеть, потому что у него
в классе - большое количество детей с самыми разнообразными
проблемами (мы же все-таки говорим о проблемных детях). Не бывает
абсолютно здоровых детей: если уж они рождаются незрелыми, то, так
или иначе, физиология или психофизиология ребенка все равно будет
ненормативной. И когда их в классе - 20-30 человек, учитель просто
не в состоянии за всем уследить. А у него задача другая - для него
важен процесс.
Марина Катыс: Я хочу напомнить, что
учитель - взрослый, а мы сейчас выступаем в защиту прав детей.
Борис Архипов: Да, презумпция
невиновности ребенка все равно остается. Но другое дело, что одного
педагога - мало, рядом должен быть еще один человек - воспитатель,
который будет наблюдать за классом, который будет вовремя помогать
учителю настраивать ребенка на образовательную среду.
Если ребенок отключается, если ребенок не
вписывается в систему образования (то есть невнимателен, непослушен,
вертляв, сползает под парту, что-то там делает) - это значит, что у
него наступило физиологическое утомление. Не задача педагога -
объективно оценивать уровень, степень этого утомления, его
характеристику; не дай Бог, он еще будет говорить, что это связано с
каким-либо субстратом мозга - ярлык точно будет навешен. А если
воспитатель, куратор или кто-нибудь из воспитателей будет, соблюдая,
так скажем, комфортные условия образовательного процесса, помогать
педагогу, я думаю, что начальные классы будут более
приспособительными.
Марина Катыс: Спасибо. И у нас Юрий
Степанович из Петербурга на линии. Здравствуйте.
Слушатель: Добрый день. Вы, кажется,
пропустили очень важную тему - наркомания и алкоголизм у очень-очень
маленьких детей. Как нужно родителям себя вести, чтобы этого
избежать?
Марина Катыс: Юрий Степанович, у
меня к вам вопрос: "очень-очень маленькие" - это какую возрастную
группу вы имеете в виду?
Слушатель: Ну, клей "Момент",
наверное, уже в 8 лет начинают нюхать токсикоманы.
Борис Архипов: Это - начальная
школа. Я ждал такого вопроса, он невольно все равно возникает,
потому что это - та самая социальная средовая неблагополучная сфера,
с которой очень трудно бороться. И если уж ребенок в силу своей
незрелости попробовал наркотик, ему действительно отказаться очень
сложно, потому что реакция на новизну превышает возможности ребенка
к отказу от негативного социального фактора. Даже если он знает, что
это - вредно, ему до 10 лет отказаться бывает очень сложно.
Пользуются, конечно, этим только старшие люди. Это - большая беда
нашего общества, что наркомания проникла в школьную среду.
Марина Катыс: У нас Валентина из
Санкт-Петербурга на линии. Здравствуйте.
Слушатель: Добрый день. Вы знаете, я
- учитель традиционной школы, и мне очень близко то, о чем говорит
ваш собеседник. И у меня такой вопрос. Нейро-педагогика - это новое
направление? Потому что те вопросы, которые вы поднимаете, это
вопросы специальной коррекционной школы, но родители очень боятся
этого слова.
Борис Архипов: Именно потому, что
родители боятся этого слова, и следует выйти за рамки коррекционных
проблем. Хотя мы занимаемся коррекционными вопросами воспитания
тоже, но если говорить о нейропедагогике - нейропедагогика все-таки
пытается разобраться в механизмах такого поведения. Это - новое
направление, связанное с новой физиологической средовой ситуацией, в
которой мы оказались. Это не то, что было когда-то давно, а это -
состояние нашего времени, это то, что мы видим сейчас.
Марина Катыс: Спасибо, Борис
Алексеевич. |