|
|
Тюленев против Зайцева По материалам обсуждения по теме: "Методика Зайцева - как частный случай или фрагмент системы МИР: замечательная совместимость и преемственность" Проанализировав возникшие вопросы по материалам развернувшейся дискуссии по этим методикам раннего развития, вот какие я обнаружил расхождения методик Тюленева, Зайцева и Домана. Так, случайно начав заниматься по методике Зайцева, можно с успехом продолжить занятия по другим интегрированным программам и курсам в системе МИР. Те родители, кто не смог или не захотел обучить ребенка читать, считать ... - раньше, чем ходить, вполне могут использовать элементы методики Зайцева для обучения составления слов из складов, чтобы затем перейти к компьютеру или пишущей машинке, которые применяются в системе МИР для развития с возраста ребенка в один год. Какие расхождения методик Тюленева, Зайцева и Домана, прежде всего, бросаются в глаза? 1. Доман против букв, значит,
против Тюленева. По Доману: запоминаются и заучиваются целые слова, потом
запоминаются предложения. Он ссылается, что в педагогике существует закон: нужно
идти от конкретного к абстрактному. Тюленев же напротив, утверждает, что для
младенца нет ничего конкретнее, чем буква, которую можно пощупать, помять в
руках, попробовать на зуб"... 2. Тюленев начинает с букв и звуков. Методика Тюленева "Читать - раньше, чем ходить" реализована на практике еще в 1988 году и обучение чтению начинается с самого рождения и в год - два ребенок уже читает, а методика поначалу разрабатывалась для первых классов, затем - для старших групп детских садов, и к 1991 году уже предлагалась для детей 3-4-х лет. После 2000 года отдельные консультанты начали методику Зайцева рекомендовать в 2 года, и даже некоторые элементы - с полутора лет. 3. Зайцев также, как и Доман, выступает против букв, и начинает со слогов, значит тоже против Тюленева. Он предлагает использовать кубики, на которых сразу изображены слоги русского языка. 4. Тюленев тоже использует кубики, но, поначалу только с буквами, начиная до года, но в ограниченном объеме. Просто, во многих случаях кубики оказываются ненужными он сразу переходит к пишущей машинке, а Зайцев использует кубики со слогами, или "складами" с 3 - 4 лет. 5. Зайцев делит кубики на железные, деревянные и т.п., тогда как Тюленев считает, что это деление не обязательно и вообще обходится без кубиков, так как малыши по его методике примерно в возрасте года - полутора уже должны (или могут) печатать слоги и слова на пишущих машинках или на компьютере. Это было показано еще в 1988 - 1991 году и приведено в печатных и видеодокументах на некоторых сайтах. Путаница часто происходит от того, что родители начинают обучать ребенка в разном возрасте. Тюленев для детей старше двух - трех лет тоже рекомендует использовать кубики с буквами и слогами, поскольку малыши такого возраста уже умеют свободно манипулдировать, играть с ними. Но после освоения чтения слов и составления из кубиков, нужно продолжать заниматься по системе Тюленева, которая, кроме чтения, охватывает еще несколько направлений: "Журналист", "Ломоносов". "Предприниматель", "Математик" и другие. Можно оставить в стороне методику Домана, как совершенно малоприемлемую, и обратить внимание на расхождения и общие элементы в двух других, более эффективных для разных возрастов ребенка, методиках Зайцева и Тюленева. Теперь рассмотрим более подробно различия в форме, содержании и возрасте обучения детей по этим методикам. Что общего в методиках Зайцева и Тюленева? 1. Освоение букв - есть у
Тюленева как специальный большой раздел, но нет у Зайцева. Конечно, если этот этап пройден, то со слогами заниматься проще. Но если этот этап освоения букв пропущен - то нужно более внимательно отнестись к этапу освоения слогов. 2. Освоение слогов (складов) есть
у обеих методик Тюленева и Зайцева, это - обязательный этап обучения чтению. Но
сроки, методы и пособия авторами предлагаются разные: В какой форме предлагают Тюленев и Зайцев пособия для освоения слогов? - В своей методике Зайцев предлагает слоги в виде кубиков и таблиц. - В системе Тюленева слоги изучаются в первую очередь на карточках, затем, при помощи пишущей машинки или компьютера, если они имеются и, далее, в виде таблиц и только в последнюю очередь на кубиках. Почему? Потому что речь идет о младенцах до года, когда самое сложное из перечисленного - это кубик с разнообразными гранями. Какие методы предлагают эти авторы для освоения слогов: - Зайцев предлагает для освоения слогов слушать, манипулировать и петь. - Тюленев предлагает для освоения
слогов целую систему игр и занятий, включающую в качестве частного случая
способы Зайцева, и которые называются игрозанятиями. Эти игрозанятия охватывают
все виды деятельности, которые к данному возрасту должен или может освоить
ребенок. Какие это игрозанятия? Попевки Тюленева и Зайцева 3. В обеих методиках, Тюленева и
Зайцева, для освоения слогов ребенком слоги рекомендуется петь. У Тюленева пение
слогов начинается родителями ребенка до года с "развивающих колыбельных" сразу
после пения букв, а ребенок поет в игрозанятии "слогопевец" уже после исполнения
одного года. Таким образом, благодаря значительно большей простоте, система обучения "буквы-слоги-слова-предложения" по Тюленеву позволяет научить ребенка читать - раньше, чем ходить. По данным Тюленева, опубликованным в 1995 году, число наиболее употребительных слогов для разных детей составляет от 30 до 50 - "критическая масса слогов". После освоения такого количества слогов ребенок начинает выделять новые слоги самостоятельно. Родители могут петь слоги, например, в виде колыбельных начиная в 8 - 12 месяцев, когда ребенок уже в состоянии складывать простые пирамидки, башни из кубиков, а значит, как установлено Тюленевым, и простые слоги из букв. В обеих методиках рекомендуется использовать таблицы слогов. 3. Тюленев оказался против обеих методик, против Домана и Зайцева, потому что начал обучать чтению с букв: он рекомендовал разные способы заучивать и запоминать буквы и простые звуки в первые месяцы жизни. Теперь посмотрим по срокам. Зайцев тоже против ранних сроков: кубики и попевки Данилова пишет, что заниматься с кубиками Зайцева можно начинать и с двух лет. Затем, начиная уже в 8-9 месяцев, из букв ребенка учат складывать слоги и, только затем, из слогов - складываются слова. Тюленев утверждает, что ребенок в состоянии складывать слоги и слова из букв тогда же, когда начинает складывать пирамидку, а это - около года. При этом по "системе МИР", малыши складывают слоги и слова разными способами. Какими? Для того чтобы складывать слоги и слова Тюленев рекомендует (с 1992 года) использовать четыре пособия, в порядке упрощения: Магнитная "Азбука", специальная азбука или пишущая машинка и компьютер. Интересно, что у Тюленева, получается почти все - наоборот, противоречит нормальным представлениям! Почему, например, магнитная азбука сложнее ... компьютера?! Тюленев объясняет так: потому что ребенку нужно не меньше двух месяцев, чтобы научиться правильно брать в руки буквы, поворачивать, чтобы распознавать их, смотреть не вверх ногами и не набок, а так, как нужно... На компьютере или на пишущей машинке все просто: буквы всегда располагаются правильно, так же, как они должны быть в тексте. Тюленев против кубиков для обучения чтению в раннем возрасте, до 1 - 2 лет: для самостоятельных операций ребенку не подходят, потому что они содержат больше информации, чем нужно и ребенок отвлекается. Итак, получается, если хотите научить читать - раньше, чем ходить - то заниматься нужно по Тюленеву. В общем, откладывайте кубики, и покупайте компьютер или пишущую машинку. 1. Тюленев поет "развивающие песни" не в два - четыре года, как Зайцев, а с двух - четырех месяцев. Причем, развивающие песни - колыбельные, начинаются опять таки, с букв, а не со слогов, как у Зайцева. Затем, после пения букв у Тюленева поются слоги, то есть развивается фонетика - фонетические образы", после этого - поются слова. Но все это - еще задолго до того возраста, как рекомендуется у Зайцева. Роман Горенский, Москва
|
Уважаемые родители! Ваши письма, вопросы, замечания и предложения вы можете
направить по адресу:
|