|
|
Аналитическая записка о некоторых вопросах практики организации муниципальных выборов в ходе реформы местного самоуправления в Российской Федерации В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон о местном самоуправлении), предусматривающим двухуровневую систему организации местного самоуправления, до 1 января 2006 года в субъектах Российской Федерации должен завершиться процесс реформирования местного самоуправления на уровне поселений, муниципальных районов, городских округов, внутригородских территорий городов федерального значения. Первым этапом реформы местного самоуправления явилось обязательное установление в срок до 1 марта 2005 года законами субъектов Российской Федерации границ муниципальных образований и наделение их соответствующим статусом. Согласно сведениям, полученным от региональных избирательных комиссий, по состоянию на май 2005 года в Российской Федерации 24 079 муниципальных образований, в том числе 11 582 – вновь образованных (преобразованных) в ходе реформы местного самоуправления. Среди муниципальных образований 19 769 сельских поселений, 1773 городских поселений, 1780 муниципальных районов, 521 городской округ и 236 внутригородских территорий городов федерального значения (приложение № 1). Столь масштабное увеличение числа муниципальных образований с учетом того, что в Российской Федерации до 1 ноября 2005 года должно быть завершено формирование выборных органов местного самоуправления во вновь образованных муниципальных образованиях, обозначило проблему совершенствования механизма подготовки и проведения муниципальных выборов. Существенное влияние на функционирование всей избирательной системы оказывает увеличение числа выборных органов местного самоуправления, численности депутатского корпуса представительных органов муниципальных образований, закрепление в федеральном законодательстве такой новой формы прямого волеизъявления, как голосование по вопросам изменения границ или преобразования муниципального образования. Обобщив и систематизировав опыт, накопленный в ряде субъектов Российской Федерации, ЦИК России в июне 2004 года направила в региональные избирательные комиссии письменные рекомендации, цель которых - обеспечить единообразное применение отдельных положений Федерального закона о местном самоуправлении на начальном этапе муниципальной реформы. Кроме того, были подготовлены соответствующие изменения в федеральное законодательство. После вступления в силу Федерального закона о местном самоуправлении организован и осуществляется мониторинг разработки законопроектов и принятия в субъектах Российской Федерации нового законодательства, регламентирующего вопросы проведения муниципальных выборов. По состоянию на май 2005 года достаточная законодательная база для подготовки и проведения муниципальных выборов и референдумов имеется в 55 субъектах Российской Федерации. В 27 субъектах Российской Федерации эта работа находится на стадии завершения (приложение № 2). В Республике Адыгея и Республике Тыва работа по приведению законодательства в соответствие с требованиями Федерального закона о местном самоуправлении находится на стадии подготовки законопроектов. По этой причине, например, в Республике Тыва выборы в органы местного самоуправления были назначены Верховным судом республики, что потребовало формирования 122 временных избирательных комиссий. Не определены сроки начала работы по приведению регионального законодательства о местном самоуправлении в соответствие с требованиями Федерального закона о местном самоуправлении в Республике Ингушетия. В Чеченской Республике создание законодательной базы о местном самоуправлении предполагается после проведения в 2005 году выборов в Парламент Чеченской Республики. В настоящее время в судебном порядке оспариваются законодательные акты Калининградской и Сахалинской областей, установившие границы муниципальных образований только на уровне городских округов (без образования городских и сельских поселений), что повлекло обоснованные трудности в подготовке к муниципальным выборам. В судебном порядке был восстановлен районный уровень муниципальных образований в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе, в результате чего в данном субъекте предстоят не только выборы в органы местного самоуправления муниципальных районов, но и повторные выборы депутатов и глав муниципальных образований поселенческого уровня. С целью оказания содействия избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации в ЦИК России была проведена правовая экспертиза более 30 региональных законов и законопроектов, регулирующих основные действия по подготовке и проведению выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов. Проведенный анализ показал, что законы и законопроекты в целом соответствуют федеральному законодательству о выборах и референдумах, устанавливают дополнительные гарантии реализации права граждан на участие в выборах и референдумах. Однако некоторые законы (Республика Саха (Якутия), Ставропольский край, Ханты-Мансийский, Чукотский и Агинский Бурятский автономные округа) требовали существенной доработки, содержали внутренние противоречия и пробелы законодательного регулирования, в связи с чем в этих субъектах была продолжена работа над законодательством. Наиболее часто встречающимися недостатками региональных законов и законопроектов являются: отсутствие вариативности видов избирательных систем (мажоритарная, смешанная (мажоритарно-пропорциональная), пропорциональная), применяемых на выборах в представительные органы муниципальных образований; отсутствие точного (в процентном соотношении) количества подписей избирателей, необходимого для регистрации кандидатов, списков кандидатов; установление неоправданно низких и не отвечающих требованиям времени размеров предельных сумм расходов за счет средств избирательных фондов кандидатов; отсутствие сроков проведения повторного голосования и некоторые другие. В большинстве субъектов Российской Федерации в разработке законов о выборах органов местного самоуправления принимали активное участие региональные избирательные комиссии: готовили и вносили в порядке законодательной инициативы проекты законов, осуществляли правовую экспертизу и подготовку заключений на законопроекты и проекты уставов муниципальных образований либо участвовали в этой работе совместно с постоянными комиссиями законодательных (представительных) органов государственной власти или в составе рабочих групп по реформированию местного самоуправления, отстаивали свои позиции в ходе пленарных заседаний законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В большинстве избирательных комиссий субъектов Российской Федерации рассмотрены вопросы, связанные с реформой местного самоуправления, с их учетом подготовлены и проведены совещания глав муниципальных образований, организованы встречи с представителями средств массовой информации, политических партий, иных общественных объединений, разработаны и изданы методические материалы, ведется информирование избирателей, даются разъяснения через средства массовой информации о ходе реформирования местного самоуправления, об избирательных кампаниях и референдумах. По инициативе избирательных комиссий некоторых субъектов Российской Федерации проводились научно-практические конференции, посвященные анализу правоприменительной практики подготовки и проведения муниципальных выборов. В частности, такая конференция была проведена в Республике Калмыкия с участием избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, входящих в Южный федеральный округ, а также Воронежской и Саратовской областей. Избирательными комиссиями Приморского и Хабаровского краев, Костромской, Новосибирской, Тамбовской, Тюменской, Челябинской, Ульяновской и ряда других областей накоплен положительный опыт обучения организаторов муниципальных выборов, участников избирательного процесса. Вместе с тем избирательными комиссиями было высказано мнение о необходимости разработки специальной программы обучения организаторов муниципальных выборов. По имеющейся в ЦИК России информации в течение текущего года в регионах Российской Федерации должны быть проведены муниципальные выборы в более чем 14 000 сельских и 1500 городских поселениях, 838 муниципальных районах, 252 городских округах. В 87 муниципальных образованиях с численностью избирателей менее 100 человек полномочия представительных органов осуществляются сходами граждан, в 70 муниципальных районах (Республика Татарстан, Ставропольский край, Корякский и Эвенкийский автономные округа) представительные органы формируются путем делегирования в их состав глав поселений и депутатов представительных органов поселений (приложения № 3, 4, 5). В ряде субъектов Российской Федерации, в частности, в Красноярском крае и Нижегородской области, при проведении муниципальных выборов используется смешанная (мажоритарно-пропорциональная) избирательная система. При этом право на использование смешанной системы в ряде муниципальных образований, прямо перечисленных в законе Нижегородской области, было подтверждено судебными инстанциями. В соответствии с Федеральным законом о местном самоуправлении в некоторых субъектах Российской Федерации структура органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований была определена на местных референдумах: 104 местных референдума прошли в Республике Башкортостан, 269 местных референдумов были проведены в Тюменской области. В ряде регионов (Камчатская, Саратовская и Свердловская области) проводились местные референдумы, на которые были вынесены вопросы территориального устройства, принятия уставов муниципальных образований, формирования органов местного самоуправления. Практика их организации и проведения требует дальнейшего изучения. В ходе ознакомления с практикой подготовки и проведения муниципальных выборов был изучен опыт работы избирательных комиссий Новосибирской области, Ставропольского края, Пермской области и Республики Карелия. В Новосибирской области, которая одна из первых в России в 2004 году перешла на предусмотренную в Федеральном законе о местном самоуправлении двухуровневую систему организации местного самоуправления, с 1997 года функционировали в соответствии с Уставом Новосибирской области 30 территориальных органов государственной власти на уровне районов области, а также 454 городских и сельских поселения. Необходимо было сформировать органы местного самоуправления в 30 районах области. Подготовку и проведение выборов в Новосибирской области осуществляли территориальные избирательные комиссии, впервые сформированные избирательные комиссии муниципальных образований (483), участковые избирательные комиссии (1444). Окружные избирательные комиссии не формировались, их полномочия были возложены на соответствующие избирательные комиссии муниципальных образований и территориальные избирательные комиссии города Новосибирска. Финансирование муниципальных выборов производилось из областного бюджета через Избирательную комиссию Новосибирской области. В ходе избирательной кампании возникали сложности, связанные с обеспечением альтернативности выборов, проведением предвыборной агитации, открытием избирательного счета кандидатом по причине отсутствия отделений банков в сельских поселениях. Следует отметить, что эти проблемы характерны не только для Новосибирской области, но и для других субъектов Российской Федерации, в частности, Алтайского и Хабаровского краев, Курской, Липецкой и Пермской областей. Весь процесс муниципальных выборов постоянно контролировался Избирательной комиссией Новосибирской области, которая проводила обучение членов избирательных комиссий, обеспечивала соблюдение законности, рассматривала жалобы и заявления, принимала меры по защите прав избирателей и других участников избирательного процесса. В результате по состоянию на 1 января 2005 года в Новосибирской области действуют 490 муниципальных образований, в том числе 30 муниципальных районов, 5 городских округов, 26 городских и 429 сельских поселений, в которых путем прямых выборов были избраны главы и депутаты представительных органов при общей средней явке избирателей более 50 процентов. В Ставропольском крае, как и в Новосибирской области, реализация Федерального закона о местном самоуправлении началась раньше, чем в других субъектах Российской Федерации, поскольку в крае с 1996 года уже функционировали 290 муниципальных образований, в том числе 9 городских округов, 1 муниципальный район, 12 городских и 268 сельских поселений. В ходе реформы местного самоуправления были вновь образованы 40 муниципальных образований: 25 муниципальных районов, 2 городских и 13 сельских поселений. В настоящее время в Ставропольском крае действуют 330 муниципальных образований. Особенностью проведения муниципальной реформы в Ставропольском крае является порядок формирования представительных органов муниципальных районов: Советы вновь образованных муниципальных районов первого созыва были сформированы путем делегирования главы и двух депутатов представительного органа от каждого поселения. Все главы вновь образованных муниципальных районов были избраны представительными органами из своих составов, а главы районных администраций назначены по контракту, заключенному по результатам конкурса на срок полномочий советов муниципальных районов. Избирательная комиссия края, уполномоченная в соответствии с законодательством Ставропольского края определять правомочность и устанавливать факт формирования советов муниципальных районов первого созыва, поручила территориальным избирательным комиссиям принять участие в заседаниях представительных органов поселений на соответствующих территориях для осуществления контроля за соответствием уставам муниципальных образований порядка принятия решений о делегировании представителей в состав муниципальных районов, оказать консультативно-методическую помощь советам муниципальных районов в подготовке и проведении организационных заседаний. Надо отметить, что при осуществлении данных действий в Ставропольском крае возник ряд судебных споров. Проделанная работа в целом положительно сказалась на формировании представительных органов муниципальных районов, в том числе способствовала вхождению в состав представительных органов опытных и авторитетных депутатов (глава поселения и два депутата), хорошо знакомых с проблемами конкретного муниципального образования и района в целом; упрощению порядка формирования представительного органа муниципального района и значительной экономии финансовых средств, выделяемых на подготовку и проведение выборов; соблюдению требования Федерального закона о местном самоуправлении, согласно которому число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района. Вместе с тем советы муниципальных районов в Ставропольском крае были сформированы до проведения выборов в поселениях, что потребует в текущем году ротации их составов (в ряде случаев до 100 процентов состава) и смены глав муниципальных районов. В Пермской области, как и в ряде других субъектов Российской Федерации, в ходе реформы местного самоуправления количество муниципальных образований значительно увеличилось, главным образом за счет создания городских и сельских поселений, выборы в которых пройдут осенью этого года. Организацию и проведение выборов в органы местного самоуправления в Пермской области будут осуществлять 47 территориальных избирательных комиссий, 40 из которых исполняют полномочия избирательных комиссий муниципальных образований. Формирование окружных избирательных комиссий не предусмотрено. Уже прошедшие (очередные) выборы в органы местного самоуправления в Пермской области показали значительное повышение интереса участников избирательного процесса к муниципальным выборам. Так, особенностью выборов в Березниковскую городскую Думу, состоявшихся в декабре 2004 года, стало участие в них около 8 процентов кандидатов из других субъектов Российской Федерации. Кроме того, около 26 процентов наблюдателей на избирательных участках в день голосования также являлись жителями других регионов, а к участию в избирательной кампании кандидатами было привлечено большое количество политтехнологов. По итогам этих выборов семь из двадцати пяти мандатов не были замещены. По мнению Пермской областной избирательной комиссии, одной из причин этого явилась достаточно агрессивная агитационная кампания кандидатов, которая сопровождалась большим количеством судебных процессов. Только городским судом города Березники было рассмотрено 22 жалобы на действия кандидатов, ни одна из которых не была удовлетворена, оспаривались также решения о регистрации кандидатов почти по всем избирательным округам. Активно готовится к муниципальным выборам Республика Карелия, где в октябре 2005 года будут проводиться выборы глав и депутатов представительных органов первого созыва в 109 городских и сельских поселениях и в одном вновь образованном муниципальном районе. В законодательстве республики предусмотрена двухзвенная система избирательных комиссий, при этом полномочия избирательных комиссий всех муниципальных образований возложены на 15 территориальных избирательных комиссий, которые осуществляют прием и проверку документов от кандидатов, проводят их регистрацию, контролируют расходы избирательных фондов и выполняют иные полномочия окружных избирательных комиссий. Особенностью муниципальных выборов в республике является то, что во многих поселениях планируется образовывать от 7 до 10 избирательных округов в границах одного избирательного участка. При этом участковая избирательная комиссия будет производить подсчет голосов и составлять протоколы по нескольким округам, не составляя при этом единого протокола. Определение результатов выборов по округам возложено на соответствующие территориальные избирательные комиссии. На наш взгляд, было бы целесообразным в границах одного избирательного участка образовывать многомандатные избирательные округа. Изучение практики организации муниципальных выборов в целом показало, что при проведении предстоящих выборов очень важны достаточное законодательное регулирование и практическая организация системы избирательных комиссий, определение их полномочий по подготовке и проведению муниципальных выборов, активное применение института совмещения полномочий избирательных комиссий различного уровня. Как показывает практика проведения выборов органов местного самоуправления, полномочия избирательных комиссий таких муниципальных образований, как муниципальные районы, городские округа, возлагаются на территориальные избирательные комиссии, за исключением крупных областных центров (Ставрополь, Архангельск, Екатеринбург, Липецк, Новосибирск, Пенза, Ярославль и другие), где формируются муниципальные избирательные комиссии, а территориальные избирательные комиссии фактически являются нижестоящими в системе комиссий на указанных выборах. В некоторых регионах наряду с существующими территориальными избирательными комиссиями в муниципальных районах формировались соответствующие муниципальные избирательные комиссии (Хабаровский край, Ивановская и Курская области и другие). Как следствие, территориальные избирательные комиссии не принимали непосредственного участия в организации и проведении этих выборов. Что касается организации и проведения выборов в городских и сельских поселениях, то здесь можно выделить два направления в определении системы избирательных комиссий в период муниципальной реформы. Суть первого направления в том, что выборы в городских и сельских поселениях, входящих в состав муниципального района, организует и проводит территориальная избирательная комиссия соответствующего района, на которую возложены полномочия муниципальных избирательных комиссий (Республика Марий Эл, Краснодарский край, Архангельская, Вологодская, Псковская, Ростовская, Саратовская и ряд других областей). При этом на выборах депутатов представительных органов поселений в Приморском крае, Калужской, Мурманской, Псковской, Ярославской областях и ряде других субъектов Российской Федерации на территориальные избирательные комиссии возлагаются также полномочия окружных избирательных комиссий, то есть действует двухзвенная система избирательных комиссий (территориальные и участковые избирательные комиссии). По мнению избирательных комиссий указанных субъектов Российской Федерации такая система является оптимальной, позволяющей несмотря на то, что объем работы территориальных избирательных комиссий в этом случае значительно возрастает, более четко и организованно вести прием и проверку документов, представленных кандидатами, значительно уменьшить число жалоб, связанных с их регистрацией, обеспечить избирателей более полной информацией о ходе избирательной кампании, эффективнее использовать систему ГАС “Выборы”. Второе направление характеризуется тем, что в городских и сельских поселениях образуются муниципальные избирательные комиссии, которые организуют и проводят все выборы в органы местного самоуправления на территории конкретного муниципального образования. Следует отметить, что в ряде субъектов Российской Федерации необходимость формирования муниципальных избирательных комиссий в муниципальных районах была вызвана только тем, что члены соответствующих территориальных избирательных комиссий находились в прямом служебном или должностном подчинении кандидатов (Новосибирская область). Некоторые избирательные комиссии субъектов Российской Федерации также отмечают объективные трудности с подбором кадров, возникающие при формировании избирательных комиссий всех уровней из числа граждан, проживающих в небольших городских и сельских поселениях, с учетом установленных избирательным законодательством требований к составу комиссий. В частности, кроме проблем, связанных с непосредственным подчинением, возникают проблемы родственной связи членов комиссий с кандидатом либо просто отсутствия кандидатур, обладающих достаточной профессиональной подготовкой. В качестве примера, можно привести факт направления в одну из участковых избирательных комиссий в Республике Марий Эл жителя соседней деревни. Муниципальные выборы показывают, что на уровне сельских поселений региональные и местные отделения политических партий не проявляют активности ни в формировании избирательных комиссий, ни в выдвижении кандидатов. Что касается выборов глав и представительных органов муниципальных районов, то и при формировании избирательных комиссий, и при выдвижении кандидатов региональные и местные отделения политических партий значительно более активны. Изучение практики организации муниципальных выборов также показало, что далеко не во всех регионах активно используется предоставленная пунктом 9 статьи 20 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” (далее – Федеральный закон об основных гарантиях) возможность, позволяющая совмещать полномочия избирательных комиссий различного уровня. При проведении муниципальных выборов в субъектах Российской Федерации система ГАС “Выборы” используется на уровне городских округов, муниципальных районов и городских поселений в полном объеме, а на уровне сельских поселений, как правило, для подготовки сводных данных. В день голосования осуществляется также картографическое отображение хода выборов в режиме реального времени, в частности, в Новосибирской области. Следует отметить, что в целом вопрос использования ГАС “Выборы” при проведении муниципальных выборов, в том числе возможность размещения (обнародования) информации об итогах выборов органов местного самоуправления в сети Интернет, требует более глубокого изучения на федеральном уровне. В настоящее время в большинстве субъектов Российской Федерации завершается процесс подготовки к проведению муниципальных выборов. Основными возникающими на этом этапе проблемами, которые затрудняют ход этих процессов в целом и требуют решения, являются следующие. На практике оказалось невозможно одновременно соблюсти требования Федерального закона о местном самоуправлении и Федерального закона об основных гарантиях, предписывающие, с одной стороны, гарантировать принцип равенства избирательных округов по числу избирателей на один депутатский мандат, а с другой - обеспечить, чтобы число депутатов, избираемых от одного поселения, не превышало бы двух пятых от установленной численности представительного органа муниципального района. Одним из возможных решений этой проблемы могло бы стать исключение из пункта 2 части 4 статьи 35 Федерального закона о местном самоуправлении последнего предложения. С целью решения проблем, возникающих при определении границ избирательных округов, следует внести дополнение в подпункт “а” пункта 4 статьи 18 Федерального закона об основных гарантиях о допустимости отклонения не более чем на 20 процентов от средней нормы представительства избирателей при проведении выборов депутатов не только законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, но и на выборах представительных органов местного самоуправления муниципального района, если образование избирательного округа предполагает включение в него территорий нескольких муниципальных образований, а также частей территорий муниципальных образований. Представляется также необходимым более четко отрегулировать положение, ограничивающее возможность образования нескольких одномандатных избирательных округов в границах одного избирательного участка. Требуют серьезного изучения предложения избирательных комиссий субъектов Российской Федерации об оптимизации системы избирательных комиссий в Российской Федерации. При этом предлагается усилить координирующую и организующую роль региональных избирательных комиссий при проведении муниципальных выборов, конкретизировать их полномочия в этой работе. Следует также решить вопрос о возможности упразднения соответствующих избирательных комиссий в случае преобразования муниципальных образований. В Федеральном законе об основных гарантиях следует определить число членов избирательных комиссий муниципальных образований с правом решающего голоса, например, от пяти до девяти человек, исключив возможность регулирования этого вопроса уставом муниципального образования. Предлагается в пункте 1 статьи 58 напрямую установить норму, позволяющую кандидатам на выборах в органы местного самоуправления не создавать избирательные фонды (при условии, что финансирование ими своей избирательной кампании не производится), исключив это регулирование из компетенции субъекта Российской Федерации. Кроме того, представляется целесообразным внести изменение в пункт 9 статьи 59 Федерального закона об основных гарантиях, установив, что кандидат на выборах в органы местного самоуправления сельских и городских поселений представляет в избирательную комиссию только один финансовый отчет - итоговый. С учетом широкого применения на муниципальных выборах поселенческого уровня института многомандатных избирательных округов необходимо рассмотреть вопрос об исключении из пункта 8 статьи 18 Федерального закона об основных гарантиях ограничения по количеству мандатов в округе. Предлагается также внести изменение в часть 1 статьи 37 Федерального закона об основных гарантиях и установить минимальное число подписей в поддержку выдвижения депутатов представительных органов городских и сельских поселений, выдвинутых в одномандатных избирательных округах с небольшой (до 100 человек) численностью избирателей. Выявлены также проблемы, требующие дополнительного изучения и возможного законодательного урегулирования, в частности: возможность установления границ муниципальных образований, их изменения, преобразования после назначения муниципальных выборов, то есть в период избирательной кампании; возможность осуществления полномочий представительного органа муниципального образования сходом граждан в поселениях с численностью избирателей до 300 человек и другие. Все проблемы и предложения, обозначенные в настоящей аналитической записке, требуют дальнейшего изучения практики организации и проведения муниципальных выборов в ходе реформы местного самоуправления и подготовки возможных изменений в законодательные акты. Избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации следует учесть практику региональных избирательных комиссий, которые провели муниципальные выборы в ходе реформы местного самоуправления; во взаимодействии с органами государственной власти и органами местного самоуправления максимально использовать возможности совмещения полномочий избирательных комиссий, предусмотренные федеральным законодательством; продолжить работу по оказанию организационно-методической помощи комиссиям, организующим муниципальные выборы, и оказывать им содействие в определении схем избирательных округов; подготовить рекомендации по более полному и единообразному использованию ГАС “Выборы”; уделить особое внимание организации обучения членов комиссий с учетом специфики предстоящих муниципальных выборов; принять меры по обеспечению гарантий проведения кандидатами предвыборной агитации, особенно на уровне поселений, и в этих целях совместно с территориальными и муниципальными избирательными комиссиями изучить возможности ее проведения; усилить внимание к вопросам, связанным с финансовым обеспечением выборов; продолжить информирование избирателей о предстоящих выборах и ходе реформы местного самоуправления в рамках своих полномочий. Кроме этого, избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации необходимо продолжить участвовать, в том числе используя право законодательной инициативы, в работе законодательных (представительных) органов государственной власти над завершением приведения в соответствие с требованиями Федерального закона о местном самоуправлении регионального законодательства и внесением в него возможных изменений с учетом федеральных законов от 19.06.2004 № 53-ФЗ, от 12.08.2004 № 99-ФЗ, от 28.12.2004 № 183-ФЗ, от 28.12.2004 № 186-ФЗ, от 29.12.2004 № 191-ФЗ, от 29.12.2004 № 199-ФЗ, от 18.04.2005 № 34-ФЗ.
|
Уважаемые родители! Ваши письма, вопросы, замечания и предложения вы можете
направить по адресу:
|