Есть события в международных отношениях между СССР и США, произошедшие в
конце эпохи существования СССР, о которых у нас, да и за рубежом тоже,
никто толком ничего не знает. Не знают ни сами граждане страны, не знают
ничего и политические деятели нынешней России.
Хотя событие, о кот ором я хочу рассказать, чрезвычайной государственности
важности и касается каждого из нас, живущих в России. Касается потому, что
тогда, в годы развала Великого государства наша Советская верхушка в лице
Горбачева и Шеварднадзе продала США часть нашей территории, причем,
продала за кругленькую сумму в несколько сот миллионов или даже миллиардов
долларов, точное значение которой никто у нас до сих пор не знает.
Этим событием является «Соглашение между СССР и США о линии разграничения
морских пространств», и было было подписано в Вашингтоне 1 июня 1990 года
бывшим министром иностранных дел СССР товарищем Шеварднадзе по поручению
тогдашнего президента СССР М. Горбачева во время его государственного визита
в США с 30 мая по 4 июня 1990 года. Со стороны США его подписал
государственный секретарь США Дж. Бейкер.
Это Соглашение разграничило экономическую зону и континентальный шельф между
СССР и США в акваториях Северного Ледовитого океана, Чукотского и Берингова
морей, а также Тихого океана. Соглашение противоречило национальным
интересам СССР и России, поскольку предусматривало существенную уступку
зоны экономических и географических владений в пользу США со стороны СССР
в районе Чукотского, Берингова моря и Тихого океана, а также советской
экономической зоны в Арктике.
Я не буду здесь детально рассматривать суть соглашения, и для любопытных
сообщаю, что оно есть в интернете, но тот факт, что соглашение было с
эйфорией встречено в США с перечислением значительных денежных средств на
тайные счета Горбачева и Шеварднадзе в Швейцарии за проделанную сделку,
говорит о многом.
В итоге Соединенным Штатам Америки отошел участок 200-мильной советской
экономической зоны в Беринговом море, так называемый «восточный специальный
район». Подобное положение вещей противоречит Конвенции ООН по морскому
праву, законам как бывшего СССР, так и сегодняшней России, противоречит даже
законам самих США. Уступка этого морского района нанесла экономический ущерб
интересам СССР и России.
При разграничении экономических владений в Беринговом море в соответствии с
нормами международного морского права (Конвенции ООН по морскому праву 1982
года) экономически значимые ресурсы (биологические, геологические,
химические, энергетические и другие) этого значительного морского района
принадлежали бы Советскому Союзу (и России). Ранее он являлся частью
200-мильной экономической зоны СССР и интенсивно использовался для
рыболовства.
В отличие от второго крупного района советской экономической зоны в Арктике,
подаренного американцам, который постоянно покрыт движущимися льдами и
поэтому представляет непосредственный практический интерес лишь в отдаленном
будущем, морская поверхность в «восточном специальном районе» Берингова моря
не замерзает. Этот участок моря имеет благоприятные условия для промысла
рыбы и являлся одним из основных традиционных участков работы для советского
рыбопромыслового флота. В нем советские рыболовные суда ежегодно вылавливали
около 150 тыс. тонн рыбы ценных видов, в том числе: минтая — 120 тыс. тонн,
сельди — 20 тыс. тонн, трески и других видов — 10 тыс. тонн.
Кроме того, уступленный «восточный специальный район», находящийся в
Беринговом море, богат не только рыбными ресурсами, но является также
потенциально особенно богатым нефтеносным районом. Оценка его ресурсов, по
данным американских экспертов, составляла около 200 млн. тонн нефти и 200
млрд. кубометров газа.
Советская сторона, согласившись в 1977 году на предложение американской
стороны о применении линии Конвенции 1867 года в качестве особого
обстоятельства для разграничения рыболовных зон двух стран в спорных
(взаимно перекрывающихся) районах, пошла на явно невыгодный для СССР вариант
в Беринговом море.
Что же касается свободного пространства в центральной части Берингова моря
(«голубой зоны») площадью около 175 тыс. кв. км, находящегося за пределами
200-мильных экономических зон СССР и США, но окруженного этими зонами, то на
ресурсы континентального шельфа на морском дне в этой зоне могли
претендовать только СССР и США. По Соглашению 1990 года СССР получил
значительно меньше того, на что он мог претендовать при разграничении
континентального шельфа в «голубой зоне» по методу срединной линии, — 4,6
тыс. кв. км (оценка В. Зиланова) к западу от линии Конвенции 1867 года, а
США получили все остальное.
16 октября 2002 г. 43 члена Совета Федерации направили в Счетную палату РФ
запрос, в котором просили этот контрольно-ревизионный орган провести ряд
мероприятий для «точного установления финансовых потерь России» в результате
действия подписанного в 1990 году соглашения Горбачева-Бейкера-Шеварднадзе.
12 февраля 2003 года Счетная палата Российской Федерации в соответствии с
планом работы и в связи с обращением членов Совета Федерации провела
проверку воздействия Соглашения на рыбопромысловую отрасль России и
подготовила отчет в котором, в частности, давалась оценка потерь России.
Согласно отчету палаты: «За период действия советско-американского
Соглашения о линии разграничения в Беринговом море (1991—2002 года) потери
России составили 2,6-2,9 млн тонн рыбы, что эквивалентно 2,8-3,2 млрд
долларов США».
Уступка морских владений Америке лишила Россию возможности ежегодно
вылавливать 300 тыс. тонн минтая. Кроме того, наличие пограничной линии
усложняет свободное торговое судоходство и блокирует с востока Севморпуть,
возрождение которого, в том числе для евроазиатских транзитных
грузоперевозок, правительство России объявляло стратегической задачей. Не
пускают в этот район и российских рыбопромысловиков — при том, что
канадские, японские, южнокорейские и тайваньские рыбокомпании имеют там
квоты.
Эксперты отмечают, что с самого начала переговоров, которые начались еще в
1987 году, одним из главных вопросов при разграничении был вопрос о нефти.
По данным экспертов, спорные районы богаты не только рыбными ресурсами, но
также включают перспективные нефтегазовые месторождения «Наваринское» и
«Алеутское». Об этом свидетельствует и распродажа правительством США
участков в спорных районах американским компаниям, которая началась в 1992
году — сразу после подписания соглашения. Ресурсы проданных с тех пор
участков, по данным американских экспертов, составляют свыше 200 млн тонн
нефти и свыше 200 млрд кубометров газа.
Именно поэтому очень высокая оценка Соглашению была дана при его
ратификации Сенатом США в 1991 г. В послании президента США Сенату от 26
сентября 1990 г. Дж. Буш старший рекомендовал «дать согласие на
ратификацию» Соглашения 1990 г. В послании отмечалось, что «Соглашение
полностью соответствует интересам Соединенных Штатов Америки» потому, что
«подводит под юрисдикцию США около 70 % площади шельфов Берингова моря и
Тихого океана, что дает Соединенным Штатам дополнительно 14 800 кв. морских
миль»
PS В девяностые годы Ельцин еще раз уступил США наши дальневосточные шельфы
и экономические районы за финансовую поддержку его предвыборной копании.
Так что, как не крути, но последние руководители СССР и России уже активно
начали активно продавать территорию страны за семь «иудиных грошей»
американцам. И что же тогда начнут вытворять с Россией наши пост Путинские
руководители страны, работающие только на свою выгоду и лишенные
элементарных нравственных критериев