|
|
Русская психология против американской антипсихологии
Хочется в название лекции Ясюковой внести дополнение - читать и слушать обязательно!!!!!!!!!
Я несколько дней осмысливала полученную информацию, так как она чрезвычайно важна для родителей, психологов, логопедов и для всех людей, которые стремятся к познанию. Тут в ЖЖ очень много родителей, которые задумываются как воспитать ребенка правильно, что читать, как развивать. Так вот подобная лекция- это некий путеводный стержень. Обязательны для понимания работы с детьми.
Поскольку эта информация имеет исключительную ценность, то я для себя сделала
краткий конспект. Делюсь с вами, но если какие-то неточности найдете, то не
взыщите. - Л.А.Ясюкова, школьный психолог с 40-летним стажем:
- Исследования позволили выявить гигантскую, катастрофическую и ранее
неизвестную и непреодолимую за 30 лет проблему в школьном образовании: "Дети
даже к окончанию школы не умеют читать! Это влечет затруднения и неуспеваемость
по всем остальным предметам" За то, что раньше, давалось бесплатно в школах, теперь родителям приходится платить педагогам, хотя и безуспешно. КОРР.: Как возникла "Проблема-1" педагогики РФ? - Проблема началась с русского языка – точнее, с фонематического метода изучения русского языка, вместо зрительно-логического метода, который существовал ранее десятки лет и который успешно справлялся с обучением детей чтению в школах. Именно этот метод позволил говорить о том, что "советское образование - лучшее в мире". Яркий Пример успешности работы зрительно-логического метода работы- глухонемые дети, которые читают, понимают и пишут грамотно без фонематического слуха. Осмысливание и озвучивание две параллельные операции которые не слиты даже у взрослых. Поэтому читая вслух ребенок мало что понимает из прочитанного. Проводились эксперименты. Главное в тексте понимание, а не озвучивание со скоростью. В 11 классе только 30% детей выходит с полноценным навыком чтения, понимают тексты любой сложности. Большинству детей трудно читать особенно описание природы, моральные метания героев, философские рассуждения , им трудно выразить мысли, написать сочинение. Эти дети не могут читать ни Толстого, ни Тургенева. Они не понимают сложно построенные фразы. С 1 по 4-5 класс еще можно научить, им еще интересно и родители заставляют, подвигают. Дальше уже все. Они умеют читать отдельные слова, короткие фразы. Но текста уже не понимают. И учиться они уже не хотят... Хотя научить можно было любого. Виноваты не компы и телеки, а то, что их читать не научили, хоть дети и сдают технику чтения. Ребенок, который плохо читает не может дальше нормально учиться, читать дополнительную литературу, нормально задачки решать в начальной школе. Поэтому в 90-х годах решили упростить программу, не обязательно всех образовывать, главное чтобы была адаптация. Тогда в школу пришли логопеды, дефектологи, психологи. Ясюкова рассказывает, что пошла школу в 55 году, тогда не было логопедов-психологов, в классе по 45 человек, родители не делали с детьми уроки и все учились. Проблема в программах – тогда были программы позволяющие обучать всех, даже тех кто в школу шел неподготовленным и неразвитым. Грамотность – это функция мышления, а не произношения. Человек чувствует себя хорошо, когда он эффективен в ведущей деятельности -говорил Леонов. У школьников ведущая деятельность – учеба. Если у ребенка с учебой плохо - счастливым и адаптированным он не будет никогда.
В чем разница программ советского времени и сегодняшнего? Почему советские программы были успешными? Был приоритет науки – главное понимать законы окружающего мира,физики, химии, биологиии, истории...Давыдов писал, что педагогика обречена транслировать устаревшие знания.ужающего мира, физики, химии, биологии, истории... Сейчас наука не в чести. Детям предлагают заучивать по картинкам и пересказывать. Наглядно-образное мышление в 90 годах выбрали психологи и науки стали заменять картинками. Выготский писал, что если 4 года началки учить наглядно-образным методом , то закрепляется детское дошкольное дефективное мышление у ребенка. Потом в средней школе это исправить трудно. Изучать надо науки. Зачем учится в школе, если многие знания потом не пригодятся? В школу ходят для того, чтобы научиться думать. Думать можно научиться только тогда, когда мы изучаем науки. Если ребенок хорошо решает задачки по физике и математике, то любую жизненную задачу он решит. Выготский писал, что основная задача школы сформировать понятийное мышление. В понятийном мышлении отображаются объективные законы окружающего мира. К сожалению психологи считают, что понятийное мышление созревает само по себе к 11-13 годам, а у взрослых оно есть у всех. Выготский писал, что менее 25% взрослого населения обладает понятийным мышлением. И это в основном технари. Это подтверждают и исследование других ученых. Векслер в исследованиях показал, что более 70% психологов с высшим образованием мыслят как дети 5-8 лет. Обобщают от частного к частному не по существенному признаку и понятийное мышление у них отсутствует. Если человек не изучал науки, то у него понятийное мышление само по себе не возникнет. Высшие психические функции это результат воспитания и обучения, а не созревания. Любая наука выстраивается по понятийному принципу. В основе любой науки лежат основные понятия, аксиомы и по законом которые в них действуют выстраивается пирамида науки. Программы в советское время писали физики, математики, биологи, а не педагоги и психологи как сейчас. До школы ребенку не приходится систематично мыслить и обобщать, а когда он пойдет в школу и появляются уроки, нужно обобщать и систематизировать информацию. Если обобщать наглядно-образно, то закрепится дефективное дошкольное мышление. Если сразу вводить в обучение науки – то будет формироваться научное понятийное мышление. Если ребенок начинает бегло читать, то счет идет влёт. Чтение – первичная абстракция, которая помогает всему остальному и развивает мышление. Заканчивая начальную школу из класса умеют читать 1-2 ребенка. В начальной школе нет ничего, чтобы ребенка сформировало. Вместо обучения счету учат состав числа. Память операторной функцией не обладает, поэтому вызубрив состав числа, школьники считать не умеют. Дело не в подростковом кризисе, а в том, что к 6-7 классу дети мало или ничего не понимают из уроков. Падение дисциплины вторично, ребенок не может спокойно сидеть на уроке, если не понимает про что говорят. Не сформировался логический компонент понятийного мышления и ребенок не видит доказательств, нет систематизированных знаний, чтобы выслушивать новый материал. Как воспитать личность, а не просто образовать человека? Главное самореализоваться, чтобы человек был активным, мог проявиться. Но личности не будет без академическое образование и понятийного мышление. Трудовое воспитание. Человек должен уметь все. Мальчики шить, гладить, готовить и девочки гвозди забивать. Ребенок не будет убирать дом или работать на огороде сам, только если взрослые делают это вместе с детьми. Только работает трудовое воспитание, когда дети трудятся вместе со взрослыми. Особенности современных детей. К компьютерам отношусь положительно. Среда меняется. Проблема тогда есть, если читать не обучили . Да, они пролистывают книги, ограничиваются комиксами и сидят в интернете, ведь там ничего не надо.Если научить читать – проблемы нет. Честные 30-40 мин ребенок может иметь в день на компьютер после выполнения уроков.
Вундеркинды. Высшие психические функции от природы не зависят никак. Глен Доман говорил, что от рождения все Леонардо да Винчи, имеем гены Гомо сапиенс. Проблема состоит в том, что мы можем научить, воспитать, активировать и развить. Пишут генетика поведения, генетика мышления . Леонтьев доказал на примере развития музыкальных способностей у людей, у которых считалось, что нет слуха, медведь на ухо наступил. Сейчас масса исследований. Вот, например, Гедеон Флемминг - математик. Он генетические исследования на близнецах проверил. Нет генетики интеллекта. То же самое говорит и Доман, и Выготский. Высшие психические функции интеллекта они социальны, они формируются в процессе обучения-воспитания. И чем раньше мы обучаем ребенка, тем больше возможностей мы ему предоставляем потом. И обучение должно быть очень широкое. Тогда мы что-то сформируем. Если мы развиваем что-то одно, то на таком маленьком участке неподготовленной почвы только одно дерево вырастает, и то хилое и никаккое. Все формируемо, только нужно знать как. Можете верить можете нет, но Выготский считал, что высшие психические функции они полностью социальны через обучение и воспитание. Так же думал и Доман. А наше образование даже здоровых детей не может обучить. А Доман, Давыдовский добивались результатов у травмированных детей. Вундеркинды- это не те, которым природа что-то дала, а те которых обучали рано и у них гармонично все развилось. Чем выше мышление тем лучше человек адаптируется. Миф, что умные дети тревожные и имеют массу проблем социального характера на Западе давно уже отвергнут. Тревожность и проблемы есть тогда, когда развита только одна способность и нет мышления. Например, только хорошо на коньках катается или хорошо только в английском или еще где-то. Отличники, которые едут на памяти. Мало отличников с развитым полноценным понятийным мышлением. Тревожные отличники – те у которых есть память, но нет мышления. Вундеркинды - те которые имеют гармонично развито мышление, они социально адаптированы, веселы, общаются нормально. "Чувство превосходства у умных не развивается. Потому, что умный человек. Чувство превосходства развивается у частично умных: в чем-то способен, а во многом - не способен. Есть исследования в гимназиях, лицеях, где одаренные воспитываются, которые действительно полноценно умные. У них как раз коммуникативные установки нормальные, они доброжелательны, они помогают. То есть ум у них в положительном варианте. Превосходство у тех, кто пытается реализоваться за счет своих сильных сторон и не показать свою слабость. А вот глупых не сделать злыми - очень сложно. Когда им приходится жить в среде, которая заставляет выживать, она плодит агрессивность и враждебность. Если среда их не напрягает, то они могут какое-то время нормально" Дети-индиго. Говорят мол они сейчас не адаптивны (плохос себя ведут, агрессивны, учится не могут), но потом вырастают и изменяют потом мир, творческие, придумывают нечто новое. Сейчас потерпеть и ждать когда они вырастут и будут успешными. Это все успокоение для родителей. Таких детей лечить надо. Т.е дети с минимальной мозговой дисфункцией, гиперактивные. Это проблема естественного отбора, благодаря современной медицине выживают дети, которые раньше погибали. И часто именно у этих детей подобные проблемы. Выготский писал, что когда базовое здоровье нарушено, то надо не здоровье восстанавливать методами вроде медицинской гимнастики, психо-коррекциннных упражнений , нужно учить читать и думать. Базовые анатомические дефекты мы не восстановим никогда, а научить читать и думать можем любого. Этих детей отправляют к логопедам в дефектологические группы. Выготский писал, что может дать отсталому ребенку перекладывание бусин, вставлять штырьки, переливать воду? Мы его этими действиями только вгоним в умственную отсталость. Проще научить читать. Начальной школы нет хорошей ни одной. А среднюю и старшую школу можно найти, но это единичные школы. Мы давно страна третьего мира, у нас нет промышленности, нет науки, дома рушатся, ракеты падают… Образованное меньшинство уезжает за границу. Если вернут старые программу – проблемы постпенно уйдут. Что делать? С 8 класса нанимать репетитора или покупать советские сборники задач для поступающих в вузы. Есть логические задачи у Зака, Тамберга или старые учебники, например биологии. Скандинавская система (Финляндия Швеция Норвегия) , которая работает на основе переведенных советских учебников 60-70-80 годов. Четыре года назад к этой системе присоединилась Германия . И сейчас из образования (финская модель) – самое лучшее в мире. Академик Капица говорил: «Что такое американский университет? Это место, где русские профессора учат китайских студентов» Может задача состоит в том, чтобы у людей и не было понятийного мышления и чтобы населеним было легче управлять. Деградация и отупение. У кого нет мышления подчиняются любому влиянию, но не только официально-административному, но и любому другому, кто рядом что-то скажет, т.е. эти люди подчиняются любому влиянию. Основы религиозной культуры – отношение к этому предмету в школе. Есть закон защиты прав верующих, но нет такого закона по отношению к атеистам. Честь и достоинство верующих защищены, а честь и достоинств атеистов не защищаются никак. Перекос в религиозное образование тоже не очень хорошо, когда насаждается любая вера. Управлять можно с помощью кнута и с помощью веры. Это вариант управления, подчинения. Лучше основы религии когда рассказывают о разных верах без агрессивного православия.
Несколько ответов на вопросы. Вспомним, например, Альтшуллера , ТРИЗ. Вот он тогда работал на металлическом заводе, работал с теми, кто закончил вузы технические, была создана целая система. И это было нужно, то есть востребовано, оплачивалось. Энтузиастов было много, целая вертикаль. И человек, который знал, что надо делать. ТРИЗ без знания физики, математики … то есть основа какая-то. Тот кто знает основы физики, математики любую проблему решит, он выделит область которой можно варьировать и придёт к достижению поставленной цели. То есть, он действительно научил этому. это и есть истинная наука. -У нас была программа с Анатолием Гином, который продвигает ТРИЗ…
- -Насколько рано нужно делить на ""физиков и лириков"", а может и вовсе не надо?
|
Уважаемые родители! Ваши письма, вопросы, замечания и предложения вы можете
направить по адресу:
|