Психометрика
Джой П. Гилфорд (1897 - 1987)
(2 голосов) Еще ребенком Гилфорд был поражен существенной разницей способностей и интересов среди членов его собственной семьи, и впоследствии это повлияло на его интерес к дифференциальной психологии. Курс методики преподавания в старшей школе обратил его внимание на психологию в целом. В начале обучения в колледже он восхищался химией, особенно периодической таблицей и прямолинейной логикой. Позднее, незадолго до окончания, он был ассистентом по психологии и познакомился с тестами, выявляющими способности студентов. |
Анна Анастази (1908 - 2001)
(2 голосов) Американский психолог, профессор, руководитель психологического факультета Университета Фордхам. Президент Американской психологической ассоциации (1971 -1972). Внесла значительный вклад в психологическую диагностику решением широкого круга проблем конструирования тестов и разработкой теории психологических измерений, факторного анализа, диагностики психического развития детей, фундаментальных вопросов дифференциальной психологии. |
Ганс Айзенк (1916 - 1997)
(4 голосов) Британский психолог, автор иерархической модели личности, постулирующей существование трех личностных типов (или суперчерт). Занимался также исследованиями интеллекта. |
Льюис Термен (1877-1956)
Американский психолог. Адаптировал шкалу измерения интеллекта Бине-Симона (шкала Стэнфорд-Бине). Математически операционализировал понятие коэффициента интеллекта (IQ), введенное Л. Штерном. В 1921 году инициировал первое лонгитюдное исследование одаренности. |
Френсис Гальтон (1822 - 1911)
(3 голосов) Английский исследователь. Впервые поставил проблему измерения психологических свойств и разработал диагностические средства оценки способностей. |
Альфред Бине (1857 - 1911)
(2 голосов) Французкий психолог, совместно с Т. Симоном разработал первую шкалу для измерения интеллекта (1905), в дальнейшем модифицированную Л. Терменом (1916) и известную как тест Стэнфорд-Бине. |
Густав Фехнер (1801 - 1887)
(2 голосов) Выдающийся немецкий исследователь, создатель сенсорной психофизики. Ввел понятие сенсорного порога, разработал методы оценки сенсорной чувствительности. Описал законы ощущений. |
СИСТЕМНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Г.Е. Журавлев
Редактор Б.Ф. Ломов
Изд. Наука, Москва, 1983 г. 289 с.
Оглавление
Предисловие 3
От автора 11
*Глава 1. Становление математической психологии
1. Проблема предметной содержательности математических моделей психики 15
2. Становление математической психологии. Генезис основных проблем 23
3. Проблема синтеза математики и психологии 29
4. Математическая психология и проблема искусственного интеллекта 54
*Глава 2. Системность - основа развития математической психологии
1. Проблема деятельности в математической психологии 67
2. Системность психологического знания 77
3. Система человеческой активности 91
4. Операционная структура активности 107
5. Проблема единицы описания деятельности 125
*Глава 3. Системные проблемы взаимодействия психологии, семиотики и теории информации
1. Психология и семиотика 146
2. Внутренняя форма языка 159
3. Роль знака в системе психики 165
4. Семиотика и теория информации 171
5. Теория информации и психология 186
Глава 4. Реакция выбора как информационный процесс
1. Условия эксперимента и обоснование методики 208
2. Эксперименты с независимыми символами 221
3. Эксперименты с условно-зависимыми последовательностями символов 232
Глава 5. Адаптивная передача сообщений как модель
поведения человека
1. Адаптивное кодирование на забывающих автоматах 250
2. Кодирование нестационарных сообщений 258
3. Об информирующей и структурирующей функциях знака 267
Заключение
Литература
276*) Главы 1, 2, 3 переписаны на магнитные носители и по просьбе коллег могут быть высланы электронной почтой