|
Готовы ли вы к приватизации муниципального жилья
Кондоминиум К реформе ЖКХ в столице готовы лишь 153 дома из 39 500. Вы когда-нибудь
пробовали зайти в ДЕЗ и полюбопытствовать, на что идут деньги, которые мы платим
за жилье? И с какой стати, например, сантехник берет деньги за услугу, которая
нами уже оплачена по жировке? Или почему электрик не делает планового осмотра
электропроводки (хотя и за это уплачено), а является только тогда, когда совсем
погас свет и полетели искры? Ответ ДЕЗа будет простым и, увы, формально вполне
законным: "Не ваше дело, дорогие жильцы.
Распространенный пример: два дома, стоящих рядом. В одном живут льготники (их в городе пока еще большинство), в другом, только что построенном, - все "стопроцентники". Но обслуживаются эти дома одним ДЕЗом совершенно одинаково. А через несколько лет, как планируется, все население перейдет на стопроцентную оплату жилищно-коммунальных услуг. Вот только до тех пор, пока ДЕЗ (или другая эксплуатационная организация) не будет подконтролен жильцам, качество коммунальных услуг останется прежним, а реформу ЖКХ можно считать не начатой. Между тем закон все же дает нам право контролировать работу и расходы ДЕЗа. Правда, для этого следует переоформить документы на домовладение и превратиться таким образом из "жильца такого-то дома" в "члена кондоминиума" или "члена товарищества собственников жилья". После чего можно уже не только строго спросить, но даже отказаться всем домом платить квартплату дирекции единого заказчика, если та работает плохо. В этом случае вы собираете деньги в общий котел и платите их другой организации, которая, на ваш взгляд, справится с обслуживанием дома лучше, чем ДЕЗ. Именно в предоставлении жильцам такой возможности, в конкуренции - суть реформы ЖКХ, а вовсе не в пресловутой стопроцентной оплате. Даже если ТСЖ не создается, отношения жильцов и ДЕЗа меняются. Отныне контора согласно закону обязана согласовывать с кондоминиумом план работ и количество предоставляемых услуг и не реже двух раз в год отчитываться перед жильцами: на что потрачены их деньги. Качество услуг, как показывает практика, растет. При этом квартплата остается прежней. Если жильцы создают товарищество, это тоже не значит, что они обязаны навсегда расстаться с дирекцией единого заказчика. ДЕЗ вполне может поучаствовать в конкурсе на право обслуживать дом и даже его выиграть у частных эксплуатационных фирм. Но и спрос с жилконторы уже будет другим, рыночным. Например, ее можно будет оштрафовать за нерадивость. Помимо этого, ТСЖ получает ряд других прав. Например, зарабатывать на нежилых помещениях своего дома. Вы можете сдавать в аренду первый этаж, а полученные деньги хоть делить между всеми жильцами, хоть пустить на ремонт или ту же квартплату. Казалось бы, условия очень привлекательные. Однако за все годы реформ в Москве создано лишь около 750 ТСЖ. Тех же, кто взял всю ответственность за управление своим домом, не деля ее с ДЕЗом, и того меньше - всего 153. Проще говоря, лишь 153 домовладения во всем городе (из 39 500 жилых домов) реально готовы к реформе ЖКХ. А ведь, по словам того же Петра Сапрыкина, "пока не начнут работать товарищества собственников жилья, реформа жилкомхоза вообще вряд ли возможна". Почему же их создано так мало? По словам специалистов, главный тормоз - это просто боязнь перемен, особенно сопровождаемых таким страшным и непонятным словом, как "кондоминиум". Если серьезно - это безусловно опасение граждан, что при создании кондоминиума, а тем более ТСЖ резко подскочит квартплата. Ведь если электрика действительно можно найти на конкурсной основе, то некоторыми коммунальными услугами (отопление, вывоз мусора) занимается фирма-монополист. Бог знает, что у нее на уме. Кстати, жильцы некоторых товариществ уже жаловались, в том числе и в печати, что коммунальщики после создания ТСЖ в несколько раз подняли цены на вывоз мусора, некоторые другие услуги. "Это грубейшее нарушение, - утверждает Петр Сапрыкин. - Принят городской закон, согласно которому все ставки и тарифы для ТСЖ должны быть не выше ставок и тарифов ДЕЗа. Коммунальщики нарушают закон, пользуясь неосведомленностью граждан, и будут наказаны". Чтобы развеять страхи, начальник управления координации деятельности ТСЖ Виталий Акимкин привел такую статистику: среди созданных ТСЖ лишь 40 процентов в элитных зданиях. Остальные - в самых обычных домах с жильцами среднего достатка. И участники товариществ подтверждают: платить они стали не больше, а с учетом качества - скорее наоборот. Созывать собрание, создавать товарищество, готовить документы - мороки действительно много, а результат неясен. К тому же не секрет, что наш народ ленив. Поэтому для того, чтобы число ТСЖ множилось, необходимо пообещать выгоду. Чтобы простимулировать население, городские власти в разные годы приняли ряд законов, дающих очень ощутимые льготы товариществам. Но здесь вмешалась федеральная власть: почти все уже отменили. "Был закон Москвы от 1997 года, который давал товариществам право получить или выкупить на льготных условиях нежилое помещение, - рассказывает Виталий Акимкин. - Сейчас это уже невыполнимо, поскольку в новом Федеральном законе о приватизации муниципальной собственности сказано: распродажа проводится на равных условиях, без льгот. Раньше город передавал товариществам муниципальные помещения с правом сдавать их в аренду. При этом часть арендной платы шла в казну, другая - оставалась у ТСЖ. Но новый Бюджетный кодекс запретил и это, предписывая сдавать в единый консолидированный бюджет все без остатка. В новом Налоговом кодексе прописаны льготы по НДС для жилищно-строительных кооперативов, а для ТСЖ их нет. На послабления по единому социальному налогу есть право даже у садово-огородных товариществ, а ТСЖ в этот перечень не попали. В результате получается, что стоит городским властям придумать какой-то стимул для создания товариществ, ускорения коммунальной реформы, как выходит очередной федеральный закон, который все отменяет и отбрасывает нас назад". Чтобы поднять привлекательность товариществ, сегодня городские власти готовят закон об освобождении ТСЖ, являющихся субъектами малого предпринимательства, от налога на прибыль. Правда, и у этой идеи хватает противников. О том, как пользуются москвичи своими правами, рассказал руководитель департамента жилищной политики и жилищного фонда Москвы Петр Сапрыкин: "Жильцы любого дома могут принять решение о том, чтобы сформировать кондоминиум - то есть подготовить документацию на домовладение, определить доли каждого жильца в общем имуществе и принять решение, как дальше управлять этим имуществом. За подготовку документов отвечают префектуры и районные управы. Как правило, кондоминиум формируется в доме, где более половины квартир приватизированы или выкуплены. В него входят как физические лица, так и Москва - представляя тех жильцов, чьи квартиры не приватизированы. За предыдущие два года в городе сформировано 1010 кондоминиумов, в нынешнем возникнет еще около 800. Далее жителям кондоминиума предстоит принять решение: взять ответственность за эксплуатацию дома на себя - для этого создается товарищество собственников жилья (ТСЖ), которому предстоит нанять эксплуатационную организацию и договориться с ней о цене услуг, или же продолжать делегировать эти полномочия ДЕЗу. 80 процентов предпочитают пока последний вариант". Зубов Михаил Труд
|
Уважаемые родители! Ваши письма, вопросы, замечания и предложения вы можете
направить по адресу:
|