Отправить предложение по содержанию этой ^ баннерной рекламы? - хочу!

Программа: "КАЖДОЙ СЕМЬЕ - РАЗВИВАЮЩИЙ ДОМ" - Вся власть - Советам!

Счетчик населения - Число жителей России

СОДЕРЖАНИЕ:

1 Более ста млн жителей России могут потерять землю в городах и поселениях - потеряют свободу и страну
Проект Решения Совета Многоквартирного Дома: как россиянам сохранить собственность на дом и  придомовую землю?
2 Другие вопросы

МЕТОДЫ

9. МИР Советов домов:
Пакет документов для проведения собрания по выбору Совета дома

1 МИР дома

2 МИР семьи в окружении соседей

3 МИР ребенка

ЧТО НУЖНО?
1 Юридическое обеспечение развития ума

2 Система бухгалтерского учета - каждому

3 Каждому товарищу в ТСЖ - геном на диске

 

ПОЛУЧИТЬ
1  Комплекты форм для проведения собраний в многоквартирном доме

2 Заказать
3 МИР-2 ТСЖ

ОБСУДИТЬ

1 Регистрация

4  У Вас вопрос
Предложения
2 Проекты

6 Написать письмо
8 Вакансии

Земля, квартира, геном на CD - в собственность каждому россиянину

Программа по химии

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель Департамента образовательных программ и стандартов
профессионального образования

 

                                       Л.С. Гребнев

" 3 "  сентября       2001 г.

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ЕН.Ф.04 ХИМИЯ

Рекомендуется Министерством образования Российской Федерации
для направления подготовки

540100 ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


 

Дисциплина

ХИМИЯ

Направление:                                               540100 Естественнонаучное образование

Курс:                                                             2

Форма обучения:                                        очная

Семестр:                                                      3

Количество часов на дисциплину:           72

из них аудиторных                                      36

Дисциплина "Химия" состоит из двух курсов:

Курс I. Общая химия.

Курс II. Химия углерода и его природных соединений.

Цели дисциплины:

создание базиса знаний по химии на современном терминологическом уровне, необходимого для дальнейшего детального изучения различных областей естествознания;

формирование химического мировоззрения, необходимого для понимания современных проблем биологии, биохимии, биофизики, физиологии, фармакологии, экологии.

Задачи дисциплины:

сообщить фактические знания, необходимые для формирования естественнонаучного мировоззрения;

определить роль химических знаний в естествознании;

привить навыки экспериментальной работы;

сформировать базовый понятийный аппарат, необходимый для осмысления и дальнейшего изучения различных областей естествознания.

Принципы отбора содержания и организации учебного материала

Современная система изучения естественных наук базируется на усвоении различных уровней организации структурных единиц. Спецификой химических структурных элементов вещества, как одного из уровней организации материи, является то, что они занимают промежуточное и связывающее положение между физическими, биологическими и геологическими формами материи. Этим и определяется необходимость базового химического образования при подготовке учителей естественных наук независимо от их специализации.

Содержание дисциплины "Химия" как области естествознания, изучающей вещества и процессы их превращения, сопровождающиеся изменением состава и структуры.

Организация учебного материала включает в себя:

лекционный курс, целью которого является рассмотрение основных теоретических понятий и законов;

практические и семинарские занятия, позволяющие развить навыки и умения студентов по применению полученных на лекциях знаний для решения конкретных задач;

систему лабораторных работ, обеспечивающих ознакомление с правилами их проведения и получение практических навыков эксперимента в химической лаборатории. Тем самым подчеркивается экспериментальный характер химической науки (работа с веществом).

Содержание дисциплины базируется на принципе дополнительности: практические занятия и лабораторные работы не дублируют лекции.

Курс I "Общая химия" определяется тремя основными разделами: химический элемент, химическое соединение, химический процесс.

Раздел "Химический элемент" включает изучение основ квантовой теории строения атома, периодического закона и периодической системы Д.И. Менделеева, а также классификацию химических элементов и их свойств в зависимости от положения в Периодической системе.

Второй раздел "Химическое соединение" рассматривает основные модели, используемые для описания химических связей в соединении, классификацию и номенклатуру простых и сложных веществ.

В третьем разделе - "Химический процесс" изучаются основные стехиометрические законы, рассматриваются основные понятия химической термодинамики и кинетики, теория растворов и ее применение для описания обменных и окислительно-восстановительных процессов. Рассматривается роль химических процессов в природе, а также их применение в промышленности.

При изучении курса II "Химия углерода и его природных соединений", необходимо повторить материал о ковалентной связи и особенности строения атома углерода, так как этот материал будет широко использоваться в изучении данной дисциплины.

Курс состоит из двух разделов. Первый раздел представлен 4 темами.

I тема "Углерод" включает повторение квантово-механической теории строения углерода, рассмотрение основных моделей для описания ковалентной химической связи в его соединениях, распространение углерода в природе. Круговорот углерода в природе.

II тема "Энергетика" включает изучение природных и синтетических углеродных источников энергии и проблемы энергетических потребностей человечества.

В III теме "Химия ковалентных соединений углерода" рассматриваются основные принципы классификации и номенклатуры органических соединений, взаимных переходов классов органических соединений; стехиометрия и ее значение в современной органической химии.

В теме IV "Природные и синтетические соединения и полимеры" рассматривается роль химии как системы жизнеобеспечения человека, проводится демонстрация ключевой роли органической химии в медицине, энергетике, строительном деле, текстильной промышленности, транспорте, пищевой промышленности и т.д.

Второй раздел состоит из 3 тем. Основное внимание обращается на химические основы взаимодействия и взаимозависимости живых организмов между собой, живых организмов и среды, роль различных химических элементов и соединений как природного, так и антропогенного происхождения на экосистемы и биосферу.

Содержание

Курс I.      Общая химия

Введение

Представления о материи и формах ее существования. Эволюция химической формы материи, ее отличие и взаимосвязь с геологической и биологической формами. Химия как наука о веществах и их превращениях. Место химии в системе наук естественного цикла. Проблемы и особенности современной химии. Хемофобия и пути ее преодоления. Роль химии в охране окружающей среды.

Происхождение слова "химия". Основные этапы развития химии: натурфилософский и алхимические периоды, период становления химии, атомно-молекулярное учение, классическая химия и современный этап развития химии. Научный подход, гипотеза и выбор теорий — основа для развития химической науки.

Химический элемент

Основные понятия химии: химический элемент, атом, молекула, ион, радикал. Различие понятий химический элемент и простое вещество.

Атом и теории его строения

Планетарная модель строения атома Резерфорда. Атомные спектры, их природа и классификация. Квантовая теория излучения. Уравнение М. Планка. Квантование энергии электрона в атоме. Н. Бор и его теория строения атома водорода. Постулаты Бора и их объяснение. Условие стационарности боровских орбит. Связь теории Бора со спектром водорода и его объяснение. Основное и возбужденное состояния атома. Недостатки теории Бора и ее внутренние противоречия.

Квантовая механика и ее основные принципы, используемые для описания электрона в атоме. Двойственная природа микрообъектов. Корпускулярно-волновой дуализм света. Волновые свойства электрона. Волны Луи де Бройля и его уравнение. Экспериментальное доказательство волновой природы электрона. Представление о стоячей волне. Принципы неопределенности Гейзенберга. Понятие о волновой функции. Представление об электронном облаке и способах его изображения.

Квантово-механическая модель атома водорода. Квантовые числа как параметры, определяющие состояния электрона в атоме. Главное, орбитальное и магнитное квантовые числа: их физический смысл и значения, которые они могут принимать. Понятие об атомной орбитали. Форма электронных облаков. Спиновое квантовое число. Емкость энергетических уровней.

Многоэлектронные атомы и их особенности. Зависимость энергии электрона от главного и орбитального квантовых чисел. Принципы заполнения атомных орбиталей в многоэлектронном атоме. Принцип Паули, правило Хунда и правила Клечковского. Магнитные свойства атомов и молекул. Провал электрона. Электронные формулы. Символическая и графическая форма записи электронных конфигураций атома. Понятие об эффективном заряде ядра атома. Эффект экранирования. Проникающая способность электрона. Связь строения атома с его положением в периодической системе Д.И. Менделеева.

Периодический закон и периодическая система элементов Д.И. Менделеева

Основные этапы в развитии и становлении учения о периодичности. Предшественники Д.И. Менделеева и их вклад в проблему систематики химических элементов. Эволюция понятия "химический элемент". Открытие периодического закона Д.И. Менделеевым и его формулировка. Понятия: периодический закон, периодическая система и периодическая таблица. Электронный этап в развитии периодического закона. Принцип Паули как главная причина периодичности. Связь электронного строения атомов химических элементов с их положением в периодической системе. Современная формулировка периодического закона.

Периодическая система как естественная система элементов. Структура периодической системы. Периоды, группы и подгруппы. Различные формы периодической системы. Особенности электронных конфигураций элементов главных и побочных подгрупп. Понятие об электронных аналогах. Элементы s-, p-. d- и f-семейства. Физическое обоснование явления периодичности. Виды периодичности: внутренняя, вертикальная, вторичная и диагональная.

Свойства свободных атомов. Периодический и непериодический характер их изменения. Радиусы атомов (ковалентные, ионные, металлические и орбитальные) и закономерности их изменения в периодической системе. Д.И. Менделеева.

Энергия ионизации как свойство изолированного атома, факторы, от которых она зависит. Закономерности в изменении энергии ионизации для элементов главных и побочных подгрупп.

Энергия сродства к электрону и характер ее изменения в зависимости от электронного строения атома.

Относительная электроотрицательность атома и характер ее изменения по группе и периоду.

Связь положения химического элемента в периодической системе с электронным строением его атома. Реакционная способность атомов. Проблемы Периодического закона, нижняя и верхняя границы периодической системы, дальнейшая эволюция периодической системы. Значение Периодического закона и периодической системы Д.И. Менделеева для современной химии и всего естествознания в целом.

Химическое соединение

Молекулы, ионы, радикалы — как структурные единицы вещества. Простые вещества и сложные соединения.

Химическая связь

Проблема химической связи — центральная проблема химии. Основные условия образования химической связи. Квантовомеханическое рассмотрение химической связи на примере молекулы водорода. Работы Гейтлера и Лондона по расчету молекулы водорода. Основные характеристики химической связи: энергия связи, длина связи, валентный угол, полярность и кратность связи. Основные типы химической связи и теории химической связи.

Ковалентная связь, принцип ее образования. Неполярная и полярная ковалентная связь. Механизмы образования ковалентной связи: обменный и донорно-акцепторный. Электроотрицательность и полярность связи. Дипольный момент связи и дипольный момент молекулы в целом.

Метод валентных связей и его основные положения. Насыщаемость и направленность ковалентной связи. Валентные возможности атомов. Максимальная валентность, s- и p-связь. Кратность связи. Гомолитический и гетеролитический разрыв химической связи.

Гибридизация атомных орбиталей. Типы гибридизации и геометрия молекул. Условия устойчивой гибридизации атомных орбиталей.

Метод молекулярных орбиталей и его основные положения. Линейная комбинация атомных орбиталей. Связывающие и разрыхляющие орбитали. Порядок связи. Парамагнетизм молекул простых веществ.

Описание строения молекул веществ, образованных атомами I и II периодов на основе метода валентных связей и метода молекулярных орбиталей.

Ионная связь, механизм ее образования. Свойства ионной связи. Область применения ионной модели.

Поляризующее действие катиона, поляризуемость аниона как характеристики, учитывающие ион-ковалентный характер связи. Области применимости ионной модели связи. Использование поляризационных представлений дня сравнения растворимости, гидролизуемости, термической устойчивости, способности молекул веществ к диссоциации. Сравнение окислительно-восстановительных свойств ионов.

Химическая связь в комплексных соединениях в рамках метода валентных связей. Магнитный критерий связи. Основные типы гибридизации и соответствующая им геометрия комплексных ионов.

Межмолекулярные виды взаимодействия. Их природа и виды: ориентационное, индукционное и дисперсионное. Влияние межмолекулярных взаимодействий на свойства веществ. Агрегатное состояние вещества.

Водородная связь и ее природа. Виды водородной связи. Влияние водородной связи на свойства веществ. Роль водородной связи в биологических процессах.

Химическая связь в твердом веществе. Признаки кристаллического вещества и особенности аморфного состояния (ближний и дальний порядок). Типы кристаллических решеток. Неорганические полимеры.

Классификация и номенклатура химических соединений

Химические соединения и принципы классификации неорганических веществ по характеру химической связи (ионные, ковалентные).

Ионные соединения. Катион, анион, оксо-анион. Степень окисления элемента и номенклатура ионных соединений.

Простые вещества и явление аллотропии. Виды аллотропии. Классификация простых веществ.

Классификация неорганических соединений по составу: бинарные и многоэлементные.

Классификация неорганических соединений по свойствам: оксиды, кислоты, основания, соли, комплексные соединения, галогенангидриды. Характеристика каждого класса соединений по следующим вопросам: определение данного класса соединений по составу и в рамках теории электролитической диссоциации, составление формул, номенклатура, классификация, общие физические и химические свойства, способы получения, характер изменения состава и свойств в периодической системе Д.И. Менделеева.

Комплексные (координационные) соединения. Координационная теория А. Вернера и ее основные положения. Принцип координации. Основные понятия координационной теории: центральный атом (ион- комплексообразователь), лиганд, координационная емкость лиганда (дентатность), координационное число, внутренняя и внешняя сферы. Составление координационных формул. Определение координационных соединений. Классификация координационных соединений по природе комплексного иона: катионные, анионные, катионно-анионные, нейтральные. Основные классы комплексных соединений в зависимости от природы лиганда: аммиакаты, ацидокомплексы, аквакомплексы, гидроксокомплексы. Номенклатура комплексных соединений.

Способность атомов элементов к комплексообразованию в зависимости от их положения в периодической системе Д.И. Менделеева.

Химический процесс

Количественные соотношения в химии

Моль- единица количества вещества. Относительные атомные и молекулярные массы. Число Авогадро. Молярная масса. Методы определения атомных и молекулярных масс. Простейшие (эмпирические) и истинные формулы химических соединений.

Расчеты по химическим формулам. Развитие и современное состояние закона сохранения массы и энергии. Уравнение Эйнштейна. Закон постоянства состава . Границы его применимости. Понятие о бертолидах и дальтонидах.

Закон объемных отношений Гей-Люссака. Закон Авогадро и следствия из него. Молярный объем газа. Газовые законы. Уравнение Менделеева - Клапейрона.

Химические реакции и их классификация. Уравнения химических реакций и стехиометрические расчеты, связанные с использованием весовых и объемных соотношений веществ.

Основные закономерности протекания химических реакций

Понятие системы. Классификация систем. Параметры системы. Превращение энергии при химических реакциях. Внутренняя энергия и энтальпия как функции состояния системы. Энтальпийные диаграммы. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения. Стандартные условия и стандартные термодинамические величины. Теплота (энтальпия) образования химических соединений. Закон Гесса и следствия из него. Термохимические расчеты.

Энтропия как функция состояния системы. Понятие об энергии Гиббса (изобарно- изотермическом потенциале). Влияние энтальпийного и энтропийного факторов на направление протекания химических процессов. Определение возможности самопроизвольного протекания процесса.

Кинетика химических процессов. Скорость химической реакции, ее количественное выражение. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Зависимость скорости химической реакции от концентрации. Закон действующих масс для гомогенных и гетерогенных процессов. Константа скорости. Понятие о молекулярности и порядке реакции.

Влияние температуры на скорость химической реакции. Закон Вант-Гоффа. Температурный коэффициент реакции и его физический смысл.

Понятие об активных молекулах, энергии активации и активированном комплексе. Катализ и катализаторы. Влияние катализаторов на скорость химических процессов. Ферменты как биокатализаторы. Использование катализаторов в промышленности.

Необратимые и обратимые химические процессы. Химическое равновесие, его качественная и количественная характеристика. Константа химического равновесия Смещение химического равновесия при изменении внешних условий (концентрации, давления, температуры). Принцип Ле Шателье. Значение кинетики для выбора оптимальных условий осуществления химических процессов.

Растворы и их общая характеристика

Дисперсные системы и их классификация. Истинные растворы как гомогенные системы. Физическая и химическая теории растворов. Механизм процесса растворения. Термодинамика процесса растворения. Современный взгляд на процесс растворения и растворы.

Концентрация растворов и способы ее выражения (массовая доля растворенного вещества, молярность).

Растворимость твердых, жидких и газообразных веществ. Факторы влияющие на растворимость. Понятие о насыщенном, ненасыщенном и пересыщенном растворах твердых веществ. Влияние температуры на растворимость веществ. Кристаллогидраты.

Особенности растворения жидких веществ. Взаимная растворимость жидкостей. Растворимость газов и влияние на нее их природы. Зависимость растворимости газов от давления и температуры.

Вода как универсальный растворитель. Электронное и пространственное строение молекулы воды. Влияние водородных связи на физические и химические свойства воды. Реакции с участием воды. Вода как лиганд в комплексных соединениях. Вода в природе и проблема чистой и пресной воды.

Разбавленные растворы неэлектролитов. Диффузия и осмос. Осмотическое давление и факторы, от которых оно зависит. Роль осмоса в биологических системах и процессах.

Теория электролитической диссоциации

Электролиты и их особенности. Теория электролитической диссоциации Аррениуса, ее основные положения и недостатки. Современная теория электролитической диссоциации. Истинные и потенциальные электролиты. Роль полярных молекул воды в процессе диссоциации и гидратации ионов. Степень электролитической диссоциации и факторы, влияющие на нее. Сильные электролиты и особенности их диссоциации.

Слабые электролиты. Константа диссоциации слабых электролитов и ее физический смысл. Закон разбавления Оствальда. Зависимость степени диссоциации от концентрации раствора. Ступенчатая диссоциация слабых электролитов. Влияние одноименного иона на процесс диссоциации слабого электролита.

Электролитическая диссоциация воды. Ионное произведение воды. Концентрация ионов водорода в растворах и кислотность среды. Водородный и гидроксильный показатели. Определение кислотности с помощью индикаторов. Водородный показатель различных биологических систем. Значение постоянства кислотности среды в химических и биологических процессах.

Кислоты и основания в свете теории электролитической диссоциации. Теории кислот и оснований Аррениуса и Косселя и их использование для определения типа диссоциации гидроксидов в растворе и оценки сравнительной силы кислот и оснований. Равновесие в растворе амфотерного гидроксида и его смещение.

Соли и особенности их поведения в растворе. Гидролиз солей. Механизм гидролиза. Классификация различных типов гидролиза. Количественная оценка процесса гидролиза: степень и константа гидролиза. Ступенчатый гидролиз солей. Особенности гидролиза основных и кислых солей. Необратимый и взаимоусиливающийся гидролиз солей. Факторы, влияющие на степень гидролиза. Роль гидролиза в природных и биологических процессах, в технологии и промышленности.

Равновесия в растворах комплексных соединений. Первичная диссоциация. Ступенчатая диссоциация комплексных ионов. Константы нестойкости ( ступенчатые и общие). Смещение равновесия в растворах комплексных соединений. Особенности реакций с участием комплексных соединений.

Равновесия в растворах труднорастворимых соединений. Произведение растворимости и его физический смысл. Условия образования и растворения осадков.

Реакции в растворах электролитов. Особенности ионных равновесий. Направление протекания реакций в растворах электролитов. Обратимые и необратимые реакции. Реакции с участием слабых электролитов, малорастворимых и газообразных веществ.

Химия гидросферы с позиций теории растворов. Химический состав морской воды как результат равновесия химических процессов, протекающих в атмосфере, гидросфере и литосфере.

Окислительно-восстановительные процессы

Окислительно-восстановительные реакции. Определение и основные понятия: степень окисления, окислитель, восстановитель, окисление, восстановление. Методы составления окислительно-восстановительных реакций: метод электронного баланса и ионно-электронный (полуреакций). Классификация окислительно-восстановительных реакций. Роль среды в протекании окислительно-восстановительных процессов. Реакции окислительно-восстановительной двойственности, реакции внутримолекулярного окисления - восстановления, реакции диспропорционирования. Наиболее важные окислители и восстановители и реакции с их участием. Роль окислительно-восстановительных процессов в живой и неживой природе.

Электрохимические процессы. Гальванический элемент, его устройство и принцип работы. Понятие об электродных потенциалах. Электродвижущая сила гальванического элемента. Водородный электрод и его устройство. Стандартные потенциалы. Уравнение Нернста. Ряд стандартных электродных потенциалов.

Окислительно-восстановительные потенциалы. Таблицы стандартных окислительно- восстановительных потенциалов и пользование ими. Направление протекания окислительно-восстановительных реакций.

Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Электролиз расплавов и растворов солей. Катодные и анодные процессы. Инертный и активный аноды. Законы Фарадея. Применение электролиза в химии и промышленности

Коррозия металлов как окислительно-восстановительный процесс. Виды коррозии: местная, контактная, атмосферная коррозия в грунте. Методы защиты от коррозии.

Курс II.   Химия углерода и его природные соединения

Роль химии в жизни современного общества; влияние химии на науку и социальный прогресс

Углерод

Строение атома углерода. Особые свойства углерода: катенация, гибридизация.

Ковалентная химическая связь; влияние ковалентной связи на свойства соединений (физическое состояние, твердость, окраска, электропроводность, растворимость).

Аллотропия углерода. Алмаз, графит, фуллерены. Ковалентные кристаллы. Цепочечные структуры - полимеры, сложные структуры - проводники электрического тока (графит); координационные (каркасные структуры), трехмерные структуры (алмаз).

Энергетика

Энергетические потребности человечества. Возобновляемые источники энергии - биомасса: пища, древесина, органические отходы (биогаз). Невозобновляемые источники энергии - горючие ископаемые: уголь, нефть, природный газ.

Проблема запасания энергии. Потребление энергии в прошлом, настоящем и будущем. Экологические аспекты энергетической проблемы.

Энергия и структура. Энтальпия ковалентной химической связи как мера прочности в ковалентных соединениях. Интерпретация и практическое использование энтальпии ковалентной связи. Устойчивость бензола. Энтальпия делокализации, резонанса, энергия стабилизации.

Химия ковалентных соединений углерода

Классификация и номенклатура органических соединений. Взаимные переходы классов органических соединений.

Получение и идентификация органических соединений (получение, разделение и очистка, определение чистоты продукта, спектроскопия).

Природные соединения и полимеры

Аминокислоты. Строение, разделение, аналитическое обнаружение. Пептиды. Строение.

Белки. Классификация, разделение, аналитическое обнаружение, физические свойства. Структура белков. Синтез белков. Ферменты.             Углеводы. Классификация. Структура. Гидролиз. Восстановление и окисление. Аналитическое обнаружение.

Нуклеиновые кислоты. Строение ДНК и РНК. Структура.

Жиры, масла, воски. Стероиды, гормоны. Витамины.

Полимеры. Полимеризация, поликонденсация.

Натуральные и синтетические каучуки. Целлюлозное волокно.

Взаимосвязь химии и экологии

I. Взаимосвязь химии и экологии. Роль химии в решении экологических проблем. Задачи экологической химии, химической экологии, химии окружающей среды, промышленной экологии. Практическая деятельность человека - фактор дестабилизации экосистем, их трансформирования, изменение биоразнообразия.

Примеры воздействия "живого" на "живое" с помощью химических веществ - хемомедиаторов. Феромоны и алломоны.

II. Понятие о веществах - загрязнителях окружающей среды. Токсичность. Стандарты качества среды.

Определение веществ-загрязнителей и их роль в экосистеме. Меры по сокращению поступления техногенных веществ в биосферу. Антропогенное расширение хемосферы. Ксенобиотики, поллютанты, экотоксиканты, супертоксиканты. Классификация химических веществ хемосферы по действию на человека. Примеры биотрансформации загрязнителей и использование этого явления в создании инсектицидов. Классификация загрязнителей по распространенности; силе и характеру воздействия; источникам возникновения. Примеры влияния антропогенных загрязнителей на коммуникативное поведение насекомых, фауны океанов.

Токсичность. Летальные и пороговые дозы. Стандарты качества окружающей Среды: ПДК, ПДУ (собственно экологические), ПДВ, ПДС, ПДП, ПГП (производственно-хозяйственные).

Классификация элементов по степени токсичности. Рост числа используемых человечеством химических элементов и химических веществ, не свойственных природе.

III. Экологический мониторинг. Задачи и методы экологического мониторинга. Организмы - биоиндикаторы.

Основные понятия

Курс I. Общая химия

Материя. Атом. Молекула. Ион. Радикал. Химический элемент.

Простое вещество и сложное вещество.

Оксиды. Гидроксиды. Соли. Галогенандидриды. Комплексные соединения.

Химическая связь (ковалентная, ионная, металлическая, водородная)

Гибридизация.

Моль. Химическая реакция. Химическое уравнение.

Система. Параметры системы.

Функции состояния (энтальпия, энтропия, свободная энергия)

Скорость химической реакции.

Химическое равновесие.

Электролиты. Реакции электролитов.

Гидролиз.

Степень окисления. Окисление. Восстановление. Стандартный электродный потенциал. Электродвижущая сила.

Курс II. Химия углерода и его природные соединения


 

гетеролитический разрыв связи

гибридизация

гомолитический разрыв связи

изомеры

изоэлектрическая точка

карбоанион

карбокатион

кето-енольная таутомерия

кислотно-основные свойства соединений

ковалентная связь

кольчато-цепная таутомерия

комплексообразующие свойства соединений

конформеры,

методы очистки органических веществ

номенклатура ИЮПАК

нуклеофил

окислительно-восстановительные свойства соединений

перегонка

перекристаллизация

радикал,

таутомеры

функциональная группа

хроматография

электронные эффекты заместителя

электрофил,

электрофильно-нуклеофильные свойства соединений

энантиомеры

эпимеризация


 

Содержание самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов реализуется в виде:

-        подготовки к контрольным работам;

-        подготовки к коллоквиуму по лабораторным работам;

-        выполнения индивидуальных заданий по основным темам дисциплины;

-        написания рефератов по проблемам дисциплины "Химия". Такие задания способствуют развитию у студентов навыков работы с научно-технической литературой.

Формы текущей аттестации

Проверка качества усвоения знаний осуществляется в течение всех семестров не только в устной (отчеты по индивидуальным заданиям, работа на практических и семинарских занятиях), но и письменной форме (групповые самостоятельные и контрольные работы).

Для оперативного контроля за усвоением отдельных разделов проводятся общекурсовые рейтинговые контрольные работы. Такая форма контроля за текущей успеваемостью:

-        дисциплинирует студента, вводя его в новую для него систему вузовского обучения;

-        наполняет конкретным содержанием абстрактное понятие "высокие требования", так как каждая работа мотивированно оценивается по 30 - балльной системе;

-        дает преподавателю основания объективной оценки знаний каждого студента при выведении "допуска" и "зачета";

-        позволяет самому студенту представить уровень собственных знаний и требований по предмету, увидеть свои сильные и слабые стороны, чтобы вовремя учесть их при подготовке к экзамену.

Формы итоговой аттестации

В каждом семестре курса студентами сдается устный зачет, на котором проверяется усвоение теоретического материала и практических заданий. К заключительной аттестации допускаются студенты, имеющие зачет по контрольным и лабораторным работам, индивидуальным заданиям.

Рекомендуемая литература

Курс I. Общая химия

Основная литература

       1.      Глинка Н.Л. Общая химия. - Л.: Химия, 1985.

       2.      Задачи и упражнения по общей химии. Учебное пособие для вузов / под ред. Рабиновича В.А. и Рубиной Х. - М., 1988.

Дополнительная литература

       1.      Ахметов Н.С. Общая и неорганическая химия. - М.: Высш.шк., 1988.

       2.      Карапетьянц М.Х., Дракин С.И. Общая и неорганическая химия. - М.: Химия, 1992.

       3.      Угай Я.А. Общая химия. - М.: Высш. шк., 1984.

       4.      Новиков Г.И. Основы общей химии. - М.: Высш. шк., 1988.

       5.      Зайцев О.С. Общая химия. Состояние веществ и химические реакции. - М.: Химия, 1990.

       6.      Суворов А.В., Никольский А.Б. Общая химия - СПб.: Химия, 1994.

       7.      Рэмсден Э.Н. Начала современной химии. - Л.: Химия, 1989.

       8.      Костромина Н.А., Кумок В.Н., Скорик Н.А., Химия координационных соединений. - М.: Высш. шк., 1990.

Курс II. Химия углерода и его природные соединения

Основная литература

       1.      Слесарев В.И. Химия. Основы химии живого. - СПб.,: Химиздат, 2000.

       2.      Фриментал М.. Химия в действии. Часть 2. - М.: Мир, 1991.

       3.      Химия и общество. Под ред. проф., д-ра хим. наук М.Г. Гольдфельда. - М.: Мир, 1995 (амер. хим. общество).

       4.      Вайзман Ф.Л.. Основы органической химии. - СПб: Химия, 1995.

       5.      Богдановский Г.А.. Химическая экология. - М.: Изд-во Московского университета. 1994.

Дополнительная литература

       1.      Шабаров Ю.С. Органическая химия. - М.: Химия, 1994.

       2.      Егоров и др. Химия - Ростов на Дону: Феникс, 2000.

       3.      Скурлатов Ю.И., Дука Г.Г., Мизити А.. Введение в экологическую химию. - М.: Высш. шк., 1994.

       4.      Шустов С.Б., Шустова Л.В. Химические основы экологии. - М.: Просвещение, 1995.


 

Авторы-составители примерной программы дисциплины "Химия": Балашев К. П., доктор хим. наук, чл. корр. РАЕН, профессор; Берестовицкая В. М., доктор хим. наук, профессор; Павлова З. Ф., канд. хим. наук, доцент; Горбунова В. В., канд. тех. наук, доцент; Гринева В. С., канд. хим. наук, доцент.

Программа составлена в соответствии с государственным общеобразовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 540100 Естественнонаучное образование.

Программа обсуждена и одобрена на заседании учебно-методического совета по направлению 540100 Естественнонаучное образование Учебно-методического объединения по направлениям педагогического образования на базе РГПУ им. А.И. Герцена (протокол № … от…………………….2000 г.).

Председатель совета УМО
по направлениям педагогического образования
на базе РГПУ им. А.И. Герцена                                                                 Г.А. Бордовский

Председатель УМС
по направлению
540100 Естественнонаучное образование                                                     В.П. Соломин

 

Самое замечательное гуманитарное открытие века: Читать - раньше, чем ходить Уважаемые родители! Ваши письма, вопросы, замечания и предложения вы можете направить по адресу:  
- это позволит расширить содержание сайта.

© Copyright 1999 - 2012

Программа Конгресса родителей: Развивая детей - развиваем Россию

Сайт создан в системе uCoz