|
Программы семинаров, курсов Здесь будут размещаться программы семинаров, курсов!С преподавателями надо будет договариваться. Например, вот эта программа или подобная ей, кроме воспитательных программ: Спецкурс Имитационные модели и игры в управлении сложными системами (28 часов) Цель курса: сформировать у студентов: · представление о современных методах имитационного моделирования, включая системную динамику, агентное моделирование, анализ сетей; · умение структурированного формализованного логического описания различных проблем в области государственного управления; · навык системного мышления при принятии управленческих решений; · знание принципов построения имитационных моделей; · навыки работы на различном программном обеспечении; · навыки построения и формального описания причинно-следственных диаграмм; · умение анализировать агентные модели и адаптировать их для решения управленческих задач. Структура курса Для достижения поставленных целей предполагается изучение следующих разделов (в скобках указано количество занятий по теме в процентах от общей продолжительности специального курса): Часть 1. Введение: управление в мире сложных адаптивных систем. Необходимость новых подходов и методов анализа (10%). Часть 2. Основы системного мышления (20%). Часть 3. Основы анализа сетей (20%). Часть 4. Основы агентного имитационного моделирования (50%). Методы проведения занятий. В курсе используются лекции, семинары, конференции, ситуационный метод (“case study”). Особое внимание уделяется имитационным играм. Каждый студент должен выполнить ряд индивидуальных занятий на персональном компьютере, а также итоговый групповой проект управленческой направленности. Формы контроля. Итоговая оценка уровня изучения предложенного в курсе учебного материала включает работу на семинарских занятиях, оценку индивидуальных работ, итоговый групповой проект, устный зачет.
План занятий ТЕМА 1. СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ СЛОЖНЫМИ СИСТЕМАМИ Занятие 1. Управление сложными системами. Мир как совокупность сложных систем. Экономика сложности. Сложные адаптивные системы в управлении: понятие, примеры. Исследования Института Санта Фе. Восприимчивость сложных систем к случайным событиям: критические переходы. Пределы управленческого вмешательства: когда вмешательство нерационально (лесные пожары в Калифорнии). Лектор(ы): Тюленев
Занятия 2-3. Имитационная игра «Порт», «Рыболовство». Дебрифинг и обратная связь от участников. Анализ последствий управленческого вмешательства. Лектор(ы): Тюленев, Лумпов ( в сотрудничестве с МГУ, и др.)
ТЕМА 2. ОСНОВЫ СИСТЕМНОЙ ДИНАМИКИ Занятия 4-5. Принятие решений в динамически сложной среде. Основные причины недооценки сложности управленцами и принятия неэффективных решений. Контр-интуитивное поведение систем. Концепция обратной связи в управлении. Системная динамика и причинно-следственные диаграммы как механизм концептуализации поведения сложных систем. Архетипы систем (Питер Сенге). Кейс «Безопасность на дорогах». Причинно-следственные диаграммы в государственном управлении с примерами: трагедия общности, проблемы миграции, управление товарными рынками. Лектор(ы): Каталевский В рамках семинарского занятия идет разбор кейса «Плато Кейбаб» (работа в группах по созданию причинно-следственной диаграммы). Анализ диаграмм и разбор типичных ошибок при разработке причинно-следственных диаграмм. Модели. Причинно-следственные диаграммы; cистемно-динамическая модель «Кейбаб Плато» Программное обеспечение: Vensim, Anylogic. Домашнее задание № 1. Подготовка причинно-следственной диаграммы по контр-интуитивному поведению систем (реальный пример из практики государственного управления). Литература. Статьи:
· G.Richardson. Tools for System Thinking and Modeling.Presentation, Rockefeller College of Public Affairs and Policy, University at Albany. · Sterman, J.D. All models are wrong: reflections on becoming a systems scientist. J.W.Forrester Prize Lecture. System Dynamics Review, Vol.18, #4 (Winter 2002). Pp. 501-531
Книги:
· Сидоренко В.Н. Системная динамика. М.: ТЕИС, 1998. · Сенге, П. Пятая дисциплина: искусство и практика построения самообучающейся организации. М.: Олимп-Бизнес, 2003. · Основы имитационного моделирования и системного анализа в управлении. Учебное пособие (в печати). [Главы 1-2]
ТЕМА 3. СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ: АНАЛИЗ И МОДЕЛИРОВАНИЕ Занятие 6. Конкуренция и сотрудничество: иерархии, рынки, сети. Социальные сети и моделирование сложных сетевых сообществ. Политические сети и методы их анализа. Коммуникативные сети в организациях. Формальные и неформальные структуры. Концептуальные основы: теоретические основы, основные параметры оценки сетей, примеры. Лектор(ы): Программное обеспечение: Модели и упражнения: Борьба большими пальцами Литература: 1. Milward H. Brinton, Provan Keith G. Measuring Network Structure//Public Administration Vol. 76, Summer 1998 (387-407) 2. Social Network Analysis, A Brief Introduction
Занятие 7. Подходы к анализу сетей. Математический инструментарий. Классификация сетей и узлов, сравнительный анализ. Программные инструменты сетевого моделирования. Использование сетевого моделирования в корпоративном управлении: моделирование сетей в организациях (выявление неформальных групп, «клик»). Лектор(ы): Домашнее задание №2: графическое отображение и анализ социальной сети с применением специального программного обеспечения. Программное обеспечение: Pajek, http://vlado.fmf.uni-lj.si/pub/networks/pajek/ Литература: 1. Градосельская Г.В. Роль неформальных взаимодействий в организации бизнес-структур: сетевой подход // "Вестник РУДН", 2, 2006, стр. 84-102 2. Градосельская Г.В. Современные подходы к измерению сетевых данных/ Сетевые измерения в социологии: Учебное пособие / Под ред. Г. С. Батыгина. М.: Издательский дом «Новый учебник», 2004. 3. Pajek Program for Analysis and Visualization of Large Networks: Reference Manual
ТЕМА 4. АГЕНТНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПРИНЯТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ. Занятие 8. Введение в агентное моделирование. Экономика сложности, моделирование «возникаемых» (emerging) процессов. Краткий обзор областей применения агентных моделей. История возникновения агентного моделирования. Модель Т.Шеллинга: непреднамеренная сегрегация («Микромотивы и макроповедение»). Модель эвакуации Хелбинга и модели, демонстрирующие подражательное коллективное поведение. Модели трафика. Лектор(ы): Каталевский Модели. (1) Модель сегрегации Т.Шеллинга (работа в классе: анализ чувствительности, пределы толерантности); (2) модель эвакуации Хелбинга: эксперименты в классе, анализ чувствительности модели; Программное обеспечение: NetLogo, Anylogic Литература · Основы имитационного моделирования и системного анализа в управлении. Учебное пособие (в печати). Глава 5 · R. Axelrod. Advancing the Art of Simulation in the Social Sciences. In Rosario Conte, Rainer Hegselmann and Pietro Terna (eds.), Simulating Social Phenomena. Berlin: Springer, 1997 · D.Helbing, Illes Farkas, Tamas Vicsek. Simulating dynamic features of escape panic. Nature, Vol. 407, September 2000. · D. Batten. Discovering artificial economics. How agents learn and economies evolve. Westview Press: 2000 (Chapter 1).
Занятие 9. Обзор существующего программного обеспечения для агентного моделирования. Структура программы NetLogo. Основные понятия. Структура программного кода, основные правила синтаксиса. Разбор задания по Tutorial NetLogo. Лектор(ы): Модели. Traffic Basic, Traffic Grid, Autumn. Программное обеспечение: NetLogo, Anylogic Литература: NetLogo Tutorial Netlogo 4.0 – Quick Guide
Занятие 10. Агентные модели социальных явлений. Обзор социальных феноменов, которые можно моделировать при помощи агентного подхода. Антикоррупционная политика как пример применения агентного моделирования в государственном управлении. Конкуренция и кооперация. Игра большими пальцами. Теоретические основы, примеры конкуренции и кооперации в природе и обществе. Возврат к игре «Рыболовство», обсуждение возможного сценария игры с международным комитетом, регулирующим квоты на вылов рыбы, оценка упущенной выгоды. Упражнение: заполнить таблицу – что дает конкуренция, что дает кооперация. Лектор(ы): Модели. Модель коррупции, Комплект моделей NetLogo EACH (Evolution of Altruistic and Cooperative Habits). Программное обеспечение: NetLogo Литература.
Занятия 11-12. Агентные модели диффузии: идей/инноваций/эпидемий. Концептуальные основы модели Ф. Басса. Модель распространения эпидемий (сценарии распространения и чувствительность модели к различным параметрам – контагиозности заболевания, сроке излечения, карантине, вакцинации (предварительной и во время эпидемии), т.п.). Механизм «социальных эпидемий»: рекомендации (Word Of Mouth). Распространение религий, экстремизма– сходный механизм идейного «заражения». Сетевые экстерналии, QWERTY-эффекты и пределы «замыкания». Лектор(ы): Продолжительность: 2 лекции (1ая лекция –, 2ая лекция –) Модели. На первом занятии – теория + разбор моделей (1) Модель Басса (агентная), (2) модель распространения эпидемий (собственная + модель AIDS), (3) агентная модель «Скайпа» (эффект сетевых экстерналий). На втором занятии – разбор моделей (4) модель Voting, (5) Diffusion on a Network, (5) обзор модели электронного туроператора (Каталевский/Панов). Программное обеспечение: NetLogo, Anylogic Литература. · Dave Balter. The Word of Mouth. Presentation · Social influences and smoking behavior. Final report to the American Legacy Foundation. Center on Social and Economic Dynamics. February 2006.
Занятие 13. Итоговое занятие, презентация студенческих работ. Лектор(ы): График занятий
Итоговый групповой проект. Итоговый групповой проект выполняется в течение всего семестра группой студентов. Возможно несколько вариантов выполнения группового проекта (на выбор студентов по согласованию с преподавателями). 1 вариант. Выбор проблемы в области управления, согласование с преподавателями курса, разработка несложной агентной модели и ее реализация в программной среде NetLogo (AnyLogic). Модель представляется в виде кода NetLogo, паспорта программы, презентации на итоговой студенческой конференции (3-4 человек). 2 вариант. Определение предметной области исследование и подготовка обзора существующих моделей (не менее 5 системно-динамических, агентных и проч.). Обзор представляется в виде текста и презентации на итоговой студенческой конференции (2-4 человека). 3 вариант. Подробный анализ существующей агентной модели, исследовательская и экспериментальная работа с ней, калибровка и изменение параметров для наиболее точного отражения реальной ситуации. Анализ представляется в виде паспорта модели (подробного описания структуры, области применения, механизма функционирования, основных переменных), отчета о проведенной с применением модели исследовательской работы, презентации на итоговой студенческой конференции (2 человека). Перечень моделей для анализа можно найти на сайте http://ccl.northwestern.edu/netlogo/models/community/
|
Уважаемые родители! Ваши письма, вопросы, замечания и предложения вы можете
направить по адресу:
|